В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 23, 2007

«Княжеские знаки» – суть и вымысел

Автор 14:05. Рубрика Исторические комментарии

Монограммы Владимира Ольгердовича. Карл Болсуновский рассматривает также монограммы еще одного Владимира, Владимира Ольгердовича, рис. 6-1 и 6-2 [1, с. 7 № 15]. Для чтения их необходимо перевернуть на 1800. Мы читаем ВЪЛАДИМЪРОВА БЕЧАТЬ, рис. 6-8 и 6-9, то есть ВЛАДИМИРОВА ПЕЧАТЬ. Слово КЪНЯСЬ на ней отсутствует, зато удвоено количество крестов по сравнению с монограммами других князей (у Владимира Святославича креста в монограмме нет). Возможно, что каждый крест обозначает принадлежность христианству; тогда два креста означают, что христианами были как данный правитель, так и его отец. При повороте уже перевернутого на 1800 изображения еще на 900 вправо видна буква В, что отличает настоящий княжеский знак. Таким образом, данные монограммы мы относим к княжеским знакам.

Монограммы Святополка. Рассматривает Карл Болсуновский и монограммы Святополка, рис. 6-3, 6-4 и 6-5 [1, с. 7 № 11, 12 а и 12 б]. Для чтения их необходимо повернуть на 900 вправо. Мы читаем СЬВЯТОПОЛЪК, рис. 6-10, 6-11 и 6-12; однако там же читается и надпись СЬВЯТА РУСЬ и, кроме того, на каждой монограмме имеется крест. Обращаем внимание на то, что, как и на монограмме Владимира Ольгердовича, этот крест – католический, а не православный. Поскольку при повороте на 900 вправо читается не только первый слог СЬ, но и буква С имени СВЯТОПОЛК, данная монограмма удовлетворяет требованию быть княжеским знаком. Можно обратить внимание на то, что крест изображен двойным, то есть внутренний крест обведен наружным; кроме того, надпись СЬВЯТА РУСЬ еще усиливает приверженность князя новой религии.

Монограммы Ярослава. Наконец, Карл Болсуновский рассматривает и монограммы Нежинского типа, приписываемые Ярославу-Георгию, рис. 6-6 и 6-7 [1, с. 7 № 13 и 14]. Монограмма читается комбинированно. Первая половина слова, ЯРО, читается без поворота монограммы; вторая, СЬЛАВЪ, требует поворота вправо на 900, рис. 6-13 и 6-14. Буквы Я при повороте на 900 не получается, хотя получается буква С. Но при повороте на 1800 буква отдаленно напоминает ЮС МАЛЫЙ, #, с которого в принципе может начинаться имя ЯРОСЛАВ. Заметим, что тут нет ни креста, ни слов СВЯТА РУСЬ, ни имени Георгия, то есть князь был язычником. Буквы С, видимая сбоку, наталкивает на предположение, что данный князь был несвободен и подчинен другому князю, чье имя начиналось на букву С.

Наше чтение монограмм Владимира на кости

Рис. 7. Наше чтение монограмм Владимира на кости

Монограммы Владимира. При проведении археологических раскопок в Киеве в 1973 г. на Подоле в районе Житного рынка в срубе Х века был обнаружен обломок ребра крупного животного с тамгообразными знаками на обеих плоскостях, рис. 7-1 и 7-3 [5, с. 149, рис. 1]. Знаки были опознаны как монограммы Владимира. Действительно, это предположение можно подтвердить, разложив монограммы на составляющие слоговые знаки, так что получается текст ВЪЛАДИМЪРОВА (ПЪЧАТЬ), рис. 7-2 и 7-4. При повороте на 900 вправо монограммы выглядят, как буква В. В слое Х века Саркела было обнаружено изделие из кости с монограммой, как казалось исследователю, Святослава Игоревича, рис. 7-5 [5, с. 149, рис. 3]. На наш взгляд, однако, поскольку при повороте на 900 вправо читается буква В, перед нами монограмма Владимира, несмотря на отсутствие третьего зуба. Мы читаем не только слово ВЪЛАДИМЪРОВА, рис. 7-6, но и слова РУСЬ, СЬРЬКЕЛЪ, рис. 7-7. Сходство с монограммой Святослава тут действительно есть, однако монограмма Святослава при повороте на 900 вправо выглядит как буква С. К сожалению, данный исследователь вслед за В.Л. Яниным неверно определил и другую монограмму Владимира, № 9 (К-326) как монограмму Изяслава.

На ныне утерянной биллоновой подвеске XI в. из Новгорода, рис. 8-1[6, с. 247, рис. 1], видна монограмма Владимира. Мы читаем ее ВЪЛАДИМЪРЕВА БЕЧАТА, РУСЬ, ЖЕСЬТЬ, рис.8-2. На обороте этой подвеске мы уже читали надпись: ВЫРОНИЛА КАТЯ, Н-154. Тем самым подвеска была ювелирным украшением (так понимается нами слово ЖЕСЬТЬ).

Наше чтение монограмм из Новгорода и Пскова

Рис. 8. Наше чтение монограмм из Новгорода и Пскова

На бронзовой битрапецевидной подвеске из урочища Победище близ Старой Ладоги изображено две монограммы; мы читаем первую, на лицевой стороне, рис. 9-1 [7, с. 58, рис. 2-7]. Б.А. Рыбаков атрибутировал монограммы как знаки княжеской администрации. На наш взгляд, данная монограмма имеет чтение ВЪЛАДИМЪРЬ, ПЪЧАТА, РУСЬ, рис. 9-3 и 9-4.

Наше чтение монограмм на подвеске из Старой Ладоги

Рис. 9. Наше чтение монограмм на подвеске из Старой Ладоги

Монограмма Олега из Старой Ладоги. На той же подвеске изображена вторая монограмма, рис. 9-2 [7, с. 58, рис. 2-7]. Мы читаем ее ВОЛЕГЬ, рис. 9-5, БЕЧАТЬ ЖЕСЬТОВА, рис. 9-6, то есть ОЛЕГ, ПЕЧАТЬ ЮВЕЛИРНАЯ. Интересно, что на одной и той же подвеске помещены печати двух князей.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.241sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.424 секунд