В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 6, 2019

Ледокол поморов и другие новости археологии

Автор 05:26. Рубрика Чтения новых текстов

Ледокол поморов и другие новости археологии

Чудинов В.А.

  ledokol1.jpg

Рис. 1.Общий вид на ледокол поморов

Ледокол поморов. О ледоколе поморов можно прочитать в заметке [1]: «Динозавр отечественного кораблестроения - так специалисты с уважением говорят про судно, остов которого выбросило на берег Онежского озера. Это единственный в мире оригинальный корабль допетровской эпохи. На подобном судне за три моря ходил Афанасий Никитин, а Семён Дежнёв сквозь льды пробился до Камчатки. Почему этот корабль - сенсация в научном мире? Благодаря чему он так хорошо сохранился? Какие научные тайны готов поведать? Обо всём подробно в нашем материале». И далее следует рис. 1, который заставляет усомниться: был ли этот корабль изделием средневековых допетровских корабелов, или он принадлежал более ранней эпохе, эпохе расцвета русской цивилизации и культуры, эпохе Рюрика? Для ответа на это вопрос я слега увеличиваю размер изображения и усиливаю контраст надписей, рис. 2.

 ledokol2.jpg

Рис. 2. Моё чтение надписей на борту ледокола

 

Сначала я читаю надпись на самом верху носовой части судна: 33 ВЕРНЫЯ, а затем я читаю продолжение чуть ниже: ВОЙСКА АРКОНЫ РЮРИКА ЯРА ВОИНОВ ВИМАН СКОЛОТОВ, что на современном русском языке означает: (СУДНО) ВОЙСКА ВОИНОВ ЯРА РЮРИКА ИЗ ЛАДОГИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АПАРАТОВ СКОЛОТОВ. А из этого следует, что речь идёт именно о судне эпохи Рюрика.

Затем я читаю надпись внизу, левее чуть отпавшей полоски дерева. Это - датировка: 8 ГОД ЯРА, то есть 864 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. А затем я читаю надпись правее этой полоски: РЮРИКА ХАРАОНА, далее виден портрет Яра Рюрика анфас. 

И далее я перехожу к чтению надписей на стальной плите в самом низу корпуса судна: МАСКА МАКАЖИ ЛИКА ВАРЯГА МАРЫ, что означает: ИСКУССТВЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ С ЛИКОМ ВАРЯГА МАРЫ (РЮРИКА). Иначе говоря, стальная плита для продвижения по льдам небольшой толщины был назван ИСКУССТВЕННЫМ ИЗДЕЛИЕМ.

 ledokol3.jpg

Рис. 3.Доски как продольно выпиленные стволы деревьев

Явление чуда. Продолжу цитирование. «Житель вологодского городка Вытегра Валерий Пирогов с детства сколачивал лодки. Неудивительно, что свой подарок Онежское озеро преподнесло именно Валерию. "Мы по лесу ходили и увидели остов. Один вид его чего стоил. Как-то сразу подумали, что его надо спасать. Мы шагами померяли - получилось 22 метра примерно. Впечатлило, было понятно, что такие вещи каждый день не находят".

Остов корабля похож то ли на кита, то ли на динозавра. Валерий признаётся: "Я работаю с деревом. Когда я увидел корабль, то понял: этой технологии давно не существует, передо мной очень древняя непростая конструкция". О своей находке житель Вытегры рассказал местным краеведам. Когда они пришли и увидели - не поверили своим глазам. Первые же анализы древесины подтвердили: до 2018 года судно покоилось на дне Онежского озера более 300 лет!

Сейчас учёные иначе как о чуде, об этом корабле не говорят. Они определили его как коч - поморское судно, напоминающее ореховую скорлупу. Его "шили" по особой технологии: когда огромные льдины зажимали корабль со всех сторон, оно "выпрыгивало" на поверхность».

ledokol4.jpg

Рис. 4. Коч XVII века. Копия. Красноярский краеведческий музей

"Его борта прошиты корнями и ветвями сосны и ели. Часть взятых с него образцов относится к 1633-1634 годам, остальные - 1649 года, судно, возможно, было перестроено в 1650 году", - говорит председатель ВРО РГО Надежда Максутова.

«Именно на кочах Семён Дежнёв и Федот Попов в 1648 году совершили плавание от реки Колымы до реки Анадырь и первыми из европейцев пришли к северной части Тихого океана. По одной из версий, на подобном судне путешествовал Афанасий Никитин. Это одномачтовое парусно-вёсельное судно при хорошей погоде могло преодолеть до 200 километров за сутки. Длина конструкции от 20 до 25 метров, ширине до 6,5 метра. Эксперты относят шитик к первым ледокольным судам.

Многие годы эксперты всего мира спорили по поводу кораблестроения в допетровской Руси. Дескать, царь-реформатор привёз из своего европейского турне голландскую технологию и научил русских морскому делу. Противники этой версии тоже были, но предоставить живые образцы русского кораблестроения не могли - время безжалостно к деревянным судам. Теперь у историков есть веский аргумент, доказывающий: русские строили ничуть не хуже готфридов и петрусов» [1].

Мы видим разительное различие (в 8 веков) с реальным, более древним возрастом корабля. Вообще говоря, археологи обычно завышают древность найденных артефактов, но в данном случае существенно занижают. Почему? Потому что это - минимальная уступка современной археологической парадигме. С моей точки зрения датировка деревьев как раз и указывает на привязку археологов к 1648 году, ибо, судя по возрасту стволов, деревьям примерно 15-16 лет. А после эксплуатации судна спустя несколько лет ему был сделан косметический ремонт более молодыми деревьями.

ledokol5.jpg

Рис. 5. Фото из социальных сетей Краеведческого музея города Вытегра

«На суше кораблю угрожают сквозняки, перепады температур и паразиты. Как получилось, что коч в такой сохранности всплыл спустя три века после своей гибели? И почему только сейчас? Учёным только предстоит это выяснить, но у директора Вытегорского историко-этнографического музея Игоря Зубова есть одна версия» [1].

Игорь Зубов: «"Скорее всего, изначально на судне был тяжёлый груз: оно шло вдоль побережья Онежского озера - там лагуна, закрытая от южного ветра со стороны Карелии, в ней неглубоко и безопасно. А когда судно вышло в большую Онегу и попало под его ветер, то, скорее всего, его и выбросило на камни в районе мыса Петра и Павла. В этом месте каменистая гряда уходит в Онегу. Скорее всего, там корабль и разбился. Люди погибли, а судно затонуло. Долгое время, придавленное грузом, оно покоилось на дне. За три века шторма его немножко перевернули: груз выпал, судно выкинуло на берег".

Подобный артефакт в районе Онежского озера - уникальный случай. Есть предположения, что судно построили в Вытегре, поскольку судостроительные традиции существовали с древнейших времён. А в XVII-XIX веках здесь было две судостроительных верфи и две мануфактуры по производству парусов. В хороший год здесь строили до ста кораблей. Вот только плавали поморы на подобных судах не в озере, а по Белому морю. Из-за размеров кочи редко заходили в какие-либо внутренние реки, каналы. По мнению экспертов, этот корабль будет интересен и своей историей гибели. Что за груз он перевозил? По чьему указанию? Удастся ли его найти и поднять на поверхность?» [1].

ledokol6.jpg

Рис. 6. Фото из социальных сетей Краеведческого музея города Вытегра

Всё только начинается. «Уникальный артефакт вынесло на берег в августе 2018 года. Обломки коча по берегу Онежского озера разбросало на расстоянии трёх километров. Для эвакуации остова судна предоставили плавкран, баржу, бесплатное шлюзование. Спасатели из арктического спасцентра МЧС России по Вологодской области "Вытегра" убрали коч от уреза воды, перевезли в Вытегру на грузовой причал речного вокзала.

Подмороженное судно находится в ведении Вытегорского историко-этнографического музея. Игорь Зубов построил для находки деревянный саркофаг, который защищает сокровище от угроз внешней среды. "Это была вынужденная мера, потому что первоначально мы хотели его убрать в ангар, но нас туда не пустили хозяева: запустить-то - полбеды, а когда мы оттуда съедем?" - говорит Зубов. Сохранить поморский коч помогает Вологодское областное отделение Русского географического общества: его члены ищут историков и реставраторов, ведут переговоры с научными институтами. Председатель общества Надежда Максутова подтверждает, что судно находится в удивительно хорошем состоянии и пока не разрушается, а декабрьские морозы сработали для него как криокамера».

ledokol7.jpg

Рис. 7. Видео с канала Вытегорского муниципального района

«Фото предоставлено Вологодским областным отделением РГОИ. Всё-таки, если не проявить расторопность, коч может превратиться в труху. Учёным известны случаи, когда редкие артефакты тысячелетия хранились в бескислородной среде, а затем становились пылью за пару месяцев. Эксперты Института археологии и РГО должны принять решение о способе его консервации до наступления весеннего тепла. 22 февраля эксперты приедут на место и определят дальнейшую судьбу находки. Надежды на неё большие. Так, ведущий научный сотрудник Вытегорского объединённого музея Елена Савичева, которая лично осматривала судно, считает: "Если этой древесине обеспечить чистку и сушку, то судно может храниться ещё сотни лет". Технологии есть» [1].

ledokol8.jpg

Рис. 8. Фото предоставлено Вологодским областным отделением РГО

Значение для науки. «До этой находки считалось, что восстановить облик древнерусских кораблей вряд ли возможно. Всё, что было, - это отдельные элементы конструкций: доски, крепёж, части каркаса. Учёные установили: поморы соединяли доски корабельных корпусов железными заклёпками с квадратными клинкшайбами. Так же делали и на североевропейских кораблях того времени. Но чаще, как на этом судне, вместо заклёпок использовали вицу - тонкие корни деревьев, еловые ветви или ветви кустарников, которыми доски связывали друг с другом, или, как говорили в старину, "сшивали". Это была "обходная технология", использованная с целью удешевления в условиях недостатка железа.

 ledokol9.jpg

Рис. 9. Фото из социальных сетей Краеведческого музея города Вытегра

 

По мнению историков, найденный коч говорит о двух важных вещах. Во-первых, древнерусское кораблестроение шло в ногу с европейским. Во-вторых, технология производства не заимствована, а имеет местные корни. Сохранилась основа лодки - а у каждого народа она, как код ДНК, уникальна. Ведущий научный сотрудник Вытегорского объединённого музея Елена Савичева считает, что благодаря вытегорскому экземпляру можно возродить культуру традиционного деревянного судостроения. Коч можно использовать в качестве образца, с которого будет построен небольшой оригинальный макет. А затем - были бы желание и деньги - можно построить флот для туристов и исследователей».

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.469sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.659 секунд