В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 23, 2013

Портреты первых русских грамматистов

Автор 09:45. Рубрика Исторические комментарии

Портреты первых русских грамматистов

Чудинов В.А. 

Почему мы подвёрстываем грамматику богатейшего русского языка под греческую и римскую? Разве не было у русских собственных грамматистов?

Вопрос, конечно, интересный. Но у меня имеется только один способ справиться с ним - это воспользоваться эпиграфическим анализом иллюстративных источников. Хотя сначала я хотел бы опереться на историков русского языкознания.

Сусов о раннем русском языкознании. Статья И. Сусова «4. 4. Формирование и развитие знаний о языке в средневековой Руси» на сайте «Истории языкознания» http://www.vitaeauct.narod.ru/011/vrb/bk_0001/0404.htm содержит такие сведения: «На Руси языкознание формировалось в условиях старославянско-древнерусской диглоссии. Первыми его шагами были опыты глоссирования, которое и в других странах выступало как универсальная предпосылка лексической семантики. Глоссы в рукописных книгах 11-13 вв. представляли собой или переводы отдельных, остававшихся непонятными слов, или толкования иноязычных терминов и описания понятий, или комментарии и этимологические справки по поводу упоминаемых в тексте антропонимов и топонимов, или новые слова взамен уже устаревших, или разъяснения смысловых и стилистических расхождений в лексике двух контактирующих родственных языков. В процессе глоссирования шёл активный поиск древнерусской лексической нормы».

Причиной такой диглоссии была созданная Византией литература на старославянском языке. Чтобы не отставать от своего времени, русским передовым людям своей эпохи требовалось хорошо разбираться не только в русской, но и в старославянской словесности.

«На следующем этапе появились списки перечней глосс, глоссарии в виде перечней собственных имён (ономастиконы), перечней символов и их толкований (приточники) или же перечней славяно-русских лексических соотнесений (с 13 в.). Появляются и тематически организованные словари-разговорники (15-16 вв.). Разговорник-справочник "Речь тонкословия греческаго" был одним из таких непревзойдённых памятников жанра разговорников».

Иными словами, возникла практическая потребность в освоении не только старославянского, но и средневекового греческого языка, на котором говорили и писали в Византии.

В 14-15 вв. складываются русский и украинско-белорусский (в двух вариантах -- южном и северном) литературные языки рядом с продолжавшим функционировать старославянским языком. В 15-16 вв. глоссировка текстов становится ещё более активной. В этот период происходит становление самостоятельного словарного дела трёх отдельных народов.

В теории перевода в 9-15 вв. друг друга последовательно сменяют три концепции: а) "открытая", культурно-историческая теория (9 в.), настаивающая на переводе "силы и разума" речи, опирающаяся на первоучителя славянства Кирилла; б) вольный перевод (12-13 вв.); в) буквальный перевод, т.е. перевод "от слова до слова", осуществлявшийся выходцами из Болгарии и Сербии Киприаном, Григорием Цамблаком, Пахомием Сербом (14-15 вв.). Активно ведётся и переводческая деятельность. Попом Вениамином (1493) были переведены несколько библейских книг. В 1499 г. появляется Геннадиевская Библия. Своё название она получила от инициатора её создания новгородского архиепископа Геннадия, окружение которого вело борьбу с московскими и новгородскими еретиками. Это был первый в славянских странах перевод всех книг Ветхого и Нового завета. В середине 16 в. появляется сборник книг Ветхого завета. Новый этап в развитии теории перевода как деятельности по критике текста и отработке русских литературных, прежде всего, грамматических, норм был связан с именем Максима Грека (16 в.). Создаются многочисленные восточнославянские списки переводов грамматики Иоанна Дамаскина, книги Константина Философа "О писменехъ", "Жития" Кирилла и Мефодия, сочинений черноризца Храбра и Георгия Хировоска. Их содержание активно усваивается и перерабатывается. Воздействие идей болгарских Тырновской и Ресавской школ расценивается сегодня как "второе южнославянское влияние"».

Таким образом, тяготение к грамматике было обусловлено практикой перевода греческих источников на русский язык.

Максим Грек. Одним из первых интеллектуалов Византии, приехавшим в Россию, был Максим Грек. Википедия о нём пишет: «Максим Грек (греч. Μάξιμος ο Γραικός; в миру - Михаил Триволис, греч. Μιχαήλ Τριβώλης. 1470, Арта, Греция - 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) - русский религиозный публицист, автор и переводчик. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) (обретение мощей в 1996 г.). Родившийся в 1470 году в греческом селении Арта, Михаил Триволис происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование. Закончив школу на острове Корфу, он в 20-летнем возрасте уже баллотировался в совет этой самоуправляемой территории, но потерпел неудачу. После поражения Максим Грек уехал в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Альдом Мануцием и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под впечатлением от доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью».

Понятно, что, будучи греком, Максим, естественно, будет рассуждать о преимуществах греческой грамматики. В разделе «Миссия в Москве» той же статьи в Википедии говорится: «Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтири вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжескую библиотеку и исправил книги для богослужения».

Итак, во времена Василия III русские христианские книги были признаны неточными, и для их «исправления», то есть, для приведения их в соответствие с византийской версией христианства и был приглашен Максим Грек. Но пригласил его Московский царь, стало быть, в «исправлении» был заинтересован именно царь. Так что попробуем понять, почему это сделал именно Василий III.

Васи́лий III Иванович «(25 марта 1479 - 3 декабря 1533) - Великий князь владимирский и московский в 1505-1533, сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван царём (цезарем). Василий был вторым сыном Ивана III и старшим сыном второй жены Ивана Софии Палеолог. Кроме старшего, у него было четыре младших брата: Юрий Иванович, князь дмитровский (1505-1536), Дмитрий Иванович Жилка, князь углицкий (1505-1521), Семён Иванович, князь калужский (1505-1518), Андрей Иванович, князь старицкий и волоколамский (1519-1537).

Иван III, проводящий политику централизации, заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей. Поэтому он уже в 1470 году объявил своим соправителем старшего сына от первой жены Ивана Молодого. Однако в 1490 году тот умер от болезни. При дворе создалось две партии: одна группировалась вокруг сына Ивана Молодого, внука Ивана III Дмитрия Ивановича и его матери, вдовы Ивана Молодого, Елены Стефановны, а вторая вокруг Василия и его матери Софьи.

Поначалу верх брала первая партия. В окружении княжича Василия не без участия его матери созрел заговор против Дмитрия. В частности, некоторые дети боярские и дьяки, поддерживавшие не слишком любимую в Москве Софью, целовали крест и присягали Василию и советовали ему бежать с казной на север, расправившись предварительно с Дмитрием. Этот заговор был раскрыт, а его участники, в том числе Владимир Гусев были казнены. Василий и его мать подверглись опале, по приказу Ивана были удалены подальше от князя и заключены под стражу. Но Софья не сдавалась. Ходили даже слухи, что она «ворожила» на Ивана и даже пыталась его отравить. Дмитрий Иванович был венчан 4 февраля 1498 года в Успенском соборе на великое княжение.

Однако сторонники внука не без происков Софьи вошли в конфликт с Иваном III, в 1499 году были князья Патрикеевы и Ряполовские - одни из главных союзников Дмитрия-внука. В конце концов опала постигла и самого Дмитрия и его мать в 1502 году. 21 марта 1499 г. Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а 14 апреля 1502 года Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем, то есть он стал соправителем отца. После смерти Ивана в 1505 году Дмитрий был закован в цепи и скончался в 1509 году. Василий уже не боялся потерять свою власть.

Первый брак был устроен его отцом Иваном, который сначала пытался найти ему невесту в Европе, но поиски не закончились успехом. Пришлось выбирать из 1500 знатных девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Отец первой жены Василия Соломонии, Юрий Константинович Сабуров, был писцом Обонежской пятины Новгородкой земли, внуком боярина Федора Сабура. После свадьбы дочери он стал боярином и отдал другую свою дочь за стародубского князя. Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жены не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки "служилых людей".

Поскольку первый брак был бесплоден, Василий добился развода в 1525 году, и в начале следующего (1526-го) года женился на Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского. Первоначально новая супруга также не могла забеременеть, но в конце концов 25 августа 1530 года у них родился сын Иван, будущий Иван Грозный, а затем и второй сын - Юрий.

По пути в Волоколамск Василий получил на левом бедре подкожный нарыв, который очень быстро развивался, доктора не могли оказать помощь. (Возможно, это был рак в последней стадии, но в XVI в. таких диагнозов не ставили). Уже без сил великого князя доставили в подмосковное село Воробьёво. Понимая, что ему не выжить, Василий написал завещание, призвал митрополита Даниила, нескольких бояр и просил их признать наследником престола трёхлетнего сына Ивана. 3 декабря 1533 года, приняв предварительно схиму, умер от заражения крови».

Внутренняя политика. «Василий III считал, что власть великого князя ничто не должно ограничивать. Пользовался активной поддержкой Церкви в борьбе с феодальной боярской оппозицией, круто расправляясь со всеми недовольными. В 1521 году митрополит Варлаам был сослан из-за отказа участвовать в борьбе Василия против князя Василия Ивановича Шемячича, князья Рюриковичи Василий Шуйский и Иван Воротынский были изгнаны. Дипломат и государственный деятель Иван Берсень-Беклемишев был казнён в 1525 из-за критики политики Василия, а именно из-за открытого неприятия греческой новизны, которая пришла на Русь вместе с Софией Палеолог. В течение правления Василия III увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали иммунитет и привилегии бояр - государство шло по пути централизации. Однако деспотические черты управления, в полной мере проявившиеся уже при его отце Иване III и деде Василии Тёмном, в эпоху Василия только ещё более усилились.

В церковной политике Василий безоговорочно поддерживал иосифлян. Максим Грек, Вассиан Патрикеев и другие нестяжатели были приговорены на Церковных соборах кто к смертной казни, кто к заточению в монастырях. В правление Василия III был создан новый Судебник, который, однако, не дошел до нас.

Как сообщал Герберштейн, при московском дворе считалось, что Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора. На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

Время правления Василия - эпоха строительного бума на Руси, начавшегося во время правления его отца. В Московском Кремле возведен Архангельский собор, а в Коломенском построена Вознесенская церковь. Строятся каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне, и других городах. Основываются новые поселения, остроги, крепости» (Википедия, статья  «Василий III»).

gramatisti1.jpg

Рис. 1. Василий III на французской гравюре Андре Тевета

Надписи на потрете Василия III. Возникает вопрос, только ли при Московском дворе считалось, что Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора. Интересно, что думали об этом западноевропейские монархи и их подданные. Например, французы.

Оказывается, на этот вопрос можно ответить эпиграфически. Портрет этого Великого князя в виде французской гравюры Андре Тевета был помещен в данной статье Википедии. Гравюра 1584 года была поставлена на Викисклад 29 марта 2011 года. Разумеется, на ней имеются вписанные слова, которые я и постараюсь прочитать.

gramatisti2.jpg

Рис. 2. Моё чтение надписей на гравюре Василия III

Фрагмент на оторочке шапки, очерченный чёрной рамочкой, содержит надпись РУСЬ ЯРА. Пока это ни о чём не говорит, Россия, вероятно, с походов Рюрика входит в Русь Яра. Ниже, белой рамочкой я обвёл кусок щеки, который, однако, повернул на 90 градусов против часовой стрелки. Теперь тут можно прочитать надпись.

Сразу скажу, что по мере чтения мои глаза округлялись от удивления. Ибо надпись гласила: РИМА И ВАРЯГОВ РУКОВОДИТЕЛЬ РОДОВ. Иными словами, Василий III объединил не столько нынешнюю Россию с Западом, он ухитрился каким-то образом объединить бывших врагов, Русь Яра и Рим! Это поразительно!

На усах можно прочитать слова МИМ ЯРА. А на бороде начертано: ХАКАН РИМА, ХАН РУСИ ЯРА. Это - названия должностей Василия. Ищем в поисковике слово ХАКАН. Находим на сайте «Викизнание» объяснение: «Хакан - царский титул, появившийся в северо-восточной Азии у народов тюркского племени; впервые встречается в орхонских памятниках. Этот титул усвоили и монгольские императоры. На западе титул хакан сделался известным в Византии в VI в.; он существовал у хазар, вообще пользовался широким распространением. По-видимому, он сократился в хан и с течением времени утратил свое значение: в Персии титул хан присваивается губернаторам». Следовательно, титул «хакан» и «хан» были равнозначными.

На нижней части шапки можно видеть повторение этой надписи с небольшим дополнением: ХАН РУСИ ЯРА И ХАКАН РИМА ХРАМА ЯРА.  Но больше всего слов можно найти на нижней части мехового воротника. Сверху там читаются слова ХРАМ ЯРА, а ниже - ХРАМ РОДА ЯРА В ХРАМАХ РОДА ЯРА МИРА-РИМА. Из этой надписи следует, что еще в 1584 году люди прекрасно помнили (в том числе и во Франции), что город назывался не просто Рим, но Рим-Мир. (Опять хочется послать пример академику РАН А.А. Зализняку, который считал, что этот город все 28 веков назывался РОМА). Наконец, на участке воротника перед бородой опять читаются слова ХРАМ РОДА ЯРА.  Так что портрет Василия III оказался весьма разговорчивым. Слова «Руководитель Родов» означает, как мне представляется, что этот монарх действовал в духе Рода, бога-отца, или Римского папы.

Напомню, что на храме святого Петра в статье [1] я прочитал слова: РУСЬ ЯРА В ХРАМЕ РОДА ЯРА. Иными словами, этот  храм, построенный в 1546-1564 году, мог быть резиденцией не Римского папы, а мима Яра. Кем до1533 года и являлся Василий III. Однако каменный собор к тому времени еще не был построен.

Впрочем, будучи мимом Яра в Храме Рода Яра Василий III был всё-таки хаканом, то есть, главой светской, а не религиозной власти. Поэтому вполне возможно, что в период двоеверия (когда сосуществовали русский ведизм и христианство), обе религии могли спокойно договориться о том, кому занимать престол святого Петра.

Прейдём теперь к рассмотрению других дел Василия, опираясь на Википедию.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.209sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.379 секунд