В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 18, 2007

Проблема возникновения болгарской культуры

Автор 12:58. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность

А прежде? Есть ли доказательства существования славян на Балканах и в более раннее время? До 1999 года их у меня не было. Однако летом 1999 года при осмотре одного из широко известных чернофигурных сосудов древней Греции я такое доказательство нашел, рис. 4 [18, с. 337], ибо орнамент, рис. 4-2, вполне можно принять за знаки славянского слогового письма, тем более, что греческий текст на рисунке отсутствует.

Мое чтение орнамента на греческой вазе

Рис. 4. Мое чтение орнамента на греческой вазе

Подозрение усилилось, когда стало ясно, что первый же знак, выделенный из лигатуры орнамента слева, есть знак ЗЕ, что может означать начало имени ЗЕВСА, рис. 4-3. Это предположение сразу же подтвердилось; действительно, орнамент означает имя ЗЕВЬСЬ с зеркальным изображением СЬ. Дальше можно выделить слог НЪ в значении НА и знак КЪ с дополнительным диагональным штрихом, уходящим в изображение вазы. Точно такой же зеркальный знак КЪ виден справа от вазы с косой чертой, входящей в него из вазы. Если соединить обе косые черты, получится слоговой знак V со значением ВЪ, а все вместе дает начало слова, КЪВЪКЪ – КАВКАЗ (это тоже легко предположить, ибо Прометей был прикован на Кавказе). Окончанием слова, однако, будет большой знак СЕ, что дает чтение КЪВЪКЪСЕ, то есть КАВКАСЕ. Затем есть косой штрих в самом низу справа, который мы читаем И, выше из лигатуры можно вычленить НЪ и остается два знака, ВЕ и ЗЕ; однако, как нам кажется, ВЕ надо повернуть на 2700 и читать ВА, что дает осмысленное чтение И НЪ ВАЗЕ. Итак, полная надпись гласит: ЗЕВЬСЬ НЪ КЪВЪКЪСЕ И НЪ ВАЗЕ, что означает ЗЕВС НА КАВКАЗЕ И НА ВАЗЕ, рис. 4-3.

Данный текст полностью согласуется с изображением, ибо левый персонаж – это Зевс, правый – Прометей. Место действия – Кавказ. Кроме того, внизу находится орнамент с изображением вазы; это – второй сюжет, упомянутый в надписи. Этот второй сюжет понадобился для того, чтобы надпись оказалась симметричной по графике. При этом слово КАВКА симметрично самому себе, поэтому оно помещено в центре; но слово ЗЕВС должно быть при отражении словом С ВЗЕ; слог СЕ присоединяется к слову КАВКА, давая КАВКАСЕ, а из ВЗЕ возникает слово ВАЗЕ. Чтобы оправдать слово ВАЗА рисуется изображение вазы в центре надписи в стиле капители дорического ордера.

Надпись нанесена на внутреннюю поверхность килика (блюдца на ножке) из Лаконики и относится к 550 году до н.э.; хранится в Риме в Ватиканском музее. Правда, почему-то левый персонаж атрибутирован как Атлант; однако Атлант никогда не покидал своего места у Гибралтаровых столбов и вояж на Кавказ к Прометею не совершал. Причиной такой ложной атрибуции, видимо, было чернолаковое изображение неба, расположенное на уровне плеча персонажа. Зато Зевс, по воле которого и был наказан Прометей, должен был присутствовать на изображении, поскольку являлся исполнителем назначенного им же наказания; так что его присутствие и зафиксировано в надписи. Кстати, такое расхождение с признанной атрибуцией очень полезно для доказательства подлинности надписи, ибо показывает, что не дешифровщик подгонял знаки под уже известные имена, а, напротив, надпись заставила пересмотреть привычную атрибуцию.

На первый взгляд, присутствие славянской надписи на греческом килике понять трудно. Однако если допустить, что как и в любой крупной стране, в древней Греции могли жить мастера из других стран или племен, то можно предположить, что данную вазу (и надпись) делал праславянский мастер, например, сколот из Скифии. И тогда получится, что контакт греков с праславянской культурой существовал еще в античное время, в середине VI века до н.э. К сожалению, из представленных мной единичных фактов трудно составить себе картину о том, как много славян жило в Греции — вероятно, их было немного. Но впечатляет другое — Лакония располагалась на самом юге Греции, а не в ее северных провинциях.

Приведенные примеры, несмотря на свою малочисленность, все-таки свидетельствуют о существовании славян на Балканах задолго до вторжения туда антов. Что же касается больших массивов славян, то, по мнению В.П. Кобычева, «можно даже определить тот предел, до которого славяне первоначально заселяли Карпатские горы на юге. Эта территория совпадает с Лесистым, или Северным, Карпатским хребтом и Трансильванией, известной в средние века под названием Семиградье» [19, с. 113]. Иными словами, постоянное обитание большого количества славян размещалось на севере нынешней Румынии, примерно в 600-800 км от Балканского полуострова. В принципе, это не такое уж большое расстояние, преодолимое пешком меньше чем за месяц.

Вторая глава. Культура праболгар. «Ничто не говорит более ясно о культуре праболгар, как строительная деятельность Омуртага», полагает Геза Фехер [1, с. 25]. Посмотрим же, какой вклад в строительство был внесен в этот период тюрками, и какой — славянами. «От праболгарской эпохи сохранились до нас окопы и окопные укрепления, каменные крепости и палаты, надписи, скульптурные памятники и другие предметы, которые показывают, что памятники сработаны одним цивилизованным народом» [1, с. 16]. Против этой мысли возразить нечего, остается лишь установить этническую принадлежность этого цивилизованного народа. К сожалению, характер описанных Фехером построек в Плиске и Преславе не позволяет судить об этнической принадлежности строителей. Вместе с тем, можно судить о строительной деятельности ранних строителей в других местностях, поскольку они оставили свои метки.

Надписи на плинфе церкви в Ботево Видинской области Болгарии и мое их чтение

Рис. 5. Надписи на плинфе церкви в Ботево Видинской области Болгарии и мое их чтение

У нас, однако, есть возможность посмотреть на характер надписей в других частях современной болгарии. Так, в храме села Ботево под Видиным, построенном в V-VI веках н.э., остались надписи на плинфе, рис. 5-1, 5-2 и 5-3 [20, с. 74, рис. 58]. Первую надпись я читаю РУСЬ ВОЛЕВА, рис. 5-4, что означает СВОБОДНАЯ ЕВРОПА, то есть ЧАСТЬ ЕВРОПЫ, в данный момент не имеющая этноса, претендующего на роль наиболее значительного, за которым должна закрепляться данная земля. Вторая лигатура, рис. 5-2, много сложнее для разложения, чем первая, и одним из вариантов ее чтения является РУНА ВЬ ВИДЪНЕНСЬКОМЪ, то есть ПИСЬМЕННЫЙ ЗНАК ВИДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, рис. 5-5. Наконец, на последней лигатуре, рис. 5-3, можно прочитать слово СЬТЕНА, то есть СТЕНА, рис. 5-6. Все эти слова строго славянские, и если первые две лигатуры допускают некоторые варианты иного разложения и, следовательно, иного чтения, то третья лигатура, в силу малочисленности знако, может быть прочитана только как слово СЬТЕНА, то есть по-славянски.

Однако возникает вопрос, нельзя ли прочитать данные надписи с помощью одного из тюркских рунических алфавитов? Для того, чтобы исключить подобную возможноть, я помещаю изображения трех тюркских рунических алфавитов — донского (Д), кубанского (К) («почти все известные автору рунические надписи Восточной Европы принадлежат ко вновь выделяемому кубанскому типу» [21, с. 27]) и южноенисейского (Ю) алфавитов (рунические письменности Азии – енисейская, орхонская и таласская). Мы воспроизвели сравнительную таблицу рун [21, с. 55, табл. ХVII] и добавили к ней графически сходные знаки славянского слогового письма (С), получив рис. 6. Легко видеть, что почти всем тюркским рунам соответствуют точные или похожие аналоги славянского слогового письма, что предполагает возможные ошибки эпиграфистов, принимающих один вид письма за другой. Вместе с тем, можно отметить, что в прочитанной нами надписи знака СИ в виде трезубца (первого в слове СЬТЕНА) в тюркских рунах нет (похожий знак № 15 пишется иначе); знака ТЕ в виде прямого креста там тоже нет; нет и знака НА. Так что признать самую достоверную третью надпись тюркской нет никаких оснований. Но и в других надписях отсутствуют многие знаки тюркских рун. Так что надписи на плинфе храма в Ботево — славянские, а не тюркоболгарские.

Сопоставительная таблица тюркских рун и славянского слогового письма

Рис. 6. Сопоставительная таблица тюркских рун и славянского слогового письма

При описании построек в Плиске Геза Фехер обращает особое внимание на статую льва у восточной двери. Он пишет: «В Чаталарской надписи читаем также, что Омуртаг построил крепость с четырьмя колоннами и двумя львами. Одна из более новых находок в Плиске проливает свет на это известие: именно, найдена статуя льва, чье предназначение можно определить. Лев найден у восточной двери. А факт, что на правой стороне и спине он не закруглен, но обработан как строительный камень, ясно говорит о том, что он был встроен, прикреплен в правую сторону двери с самого начала, и что была видна только левая его сторона. Кроме того, и вверху спины льва имелся камень — веротяно, столб в форме четверти. Можно определить даже и место, где был поставлен лев: имелось по одному льву с каждой стороны двери, и они были прикреплены так, что их головы и гривы выходидли за внешнюю линию стены. Праболгарское происхождение этих статуй проясняется из того факта, что они являются составной частью единой праболгарской постройки и выработаны из того же самого камня, из которого построена крепость, и что они поразительно схожи со львом из Мадарского наскального рельефа. Они являются произведением того же искусства, которое создало Мадарского всадника» [1, с. 34]. На мой взгляд эти рассуждения довольно странные. Это все равно как сказать: если Иосиф Сталин был грузином, то и все постройки советского времени были грузинскими. Действительно, строил (то есть выступал заказчиком) хан Омуртаг. Но откуда видно, что строителями были тюрки и что строительство велось в духе тюркской архитектуры? Тут показательно, что цитируется Чаталарская надпись. Поскольку пока ни одна тюркская руническая надпись в Болгарии не прочитана, Чаталарская надпись (раз она прочитана) не может быть тюркской. Стало быть, Омуртаг писал не на своем тюркоболгарском языке. Почему же тогда он должен был строить постройки в тюркском духе?

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.28MB | MySQL:11 | 0.272sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.440 секунд