В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 23, 2007

Скандинавские гульдгубберы как изделия Руси Яра

Автор 14:03. Рубрика Новые исторические объекты


Правда, одного изделия для такого вывода явно недостаточно, и поэтому я позже приведу исследования надписей на других артефактах, при веденных в качестве иллюстраций к статье Зимека. А пока продолжу перевод его статьи.

Тип бокала археологически хорошо известен как штуцбехер франконского происхождения и производства. Этот тип изготовления стеклянного бокала (шпицбехера) имеет либо круглое, либо с углубленным вместо ножки дном и, следовательно, после опустошения может быть поставлено только в опрокинутом вверх дном виде. В Скандинавии, даже в эпоху викингов, бокалы этого типа были очень ценными импортными изделиями и, следовательно, несомненно маркировали высокий социальный статус. Однако, по сравнению с показанной на рис. 180 другой чеканкой - с мужчиной с посохом, мужчины с бокалом представлены в меньшинстве.

Здесь я также прерву повествование Зимека, чтобы проанализировать гульдгуббер в виде человека с бокалом, рис. 2.

germ2.jpg

Рис. 2. Мое чтение надписей на гульдгуббере с бокалом

Хочу обратить внимание на то, что здесь представлено несколько аксессуаров пьющего человека. Помимо бокала у него имеется дубина, а также кольцо и некий плоский предмет под локтем руки. Полагаю, что все эти предметы на рисунке будут подписаны.

Вначале я читаю надпись на верхней части рамочки. Она гласит: ЯРА МОРЯ МОРЯКИ. Это название не отличается от предыдущего и означает название серии изображений данного типа. Я бы сказал, что это и есть точный перевод датского словосочетания «гульдгуббер» на русский язык - не формальное, а смысловое.

А на внутренней надписи, образующей внутреннюю часть верхней рамки, можно прочитать слова: ХРАМА МАРЫ ХРАНИТЕЛЬ, МОРЯК МОРЯ ЯРА ЯКО МОРЯК МАРЫ ХРАМА. Тем самым, дано пояснение бокалу: это символ богини болезни и смерти Мары, поскольку данный моряк одновременно выполняет функции охранника храма Мары.

Линия носа и губ образована буквами, слагающимися в слова: ЮРКИЙ МАРЫ ХРАМА МОРЯК. Здесь воздается хвала проворству этого моряка. А на внутренней пряди волос, на линии, оделяющей ее от лица, можно прочитать: ЯРА С КАБАКА И МАРЫ ХРАМА. Иными словами, моряк непрочь выпить в кабаке Яра. А низ волос дает подтверждение данному чтению, ибо тут написано: МИМ ЯРА КАБАКА. Таким образом, моряк успевает и охранять храм Мары, и выпивать в кабаке Яра, он ЮРКИЙ. На шее висит некое украшение из букв, которое читается как: МИМ ЯРА, МИМ.

Теперь посмотрим, что означает кольцо. Я обращаю его в цвете и поворачиваю влево на 900. Внутренняя часть кольца образует лигатуру, которую можно прочитать, как слово КОЛЬЦЕ, то есть, КОЛЬЦО. Однако на неясно, символику какого бога оно выражает. Но верх и низ кольца дают пояснение: ВОИНА КОЛЬЦЕ НА ХРАМАХ. Вероятно, изображение кольца на храмах означает, что храм охраняется воинами.

Далее можно прочитать надпись внизу плоского предмета, который персонаж, мим, держит под правой рукой. Подпись гласит: МАСКА МИМА. А низ дубины содержит пояснение и этого атрибута: МАКАЖИ ЖРЕЦА И ХРАМА МИМ. Таким образом, становятся понятными все атрибуты: бокал - символ Мары, дубина - символ Макоши, кольцо - символ воинской охраны храма (видимо, оно укреплялось на стене храма) и, наконец, плоский предмет - маска Яра, поскольку перед нами мим Яра.

Замечу, что опять все надписи выполнены протокириллицей на русском языке.

Небольшая группа настоящих гульдгубберов (как противоположность к невыдавленным обрезанным фигурам, упомянутым выше) содержит танцоров и более вероятно мужские фигуры, поскольку, возможно, созданы в волосатом стиле с отсутствием каких-либо характеристик женского пола. Из-за их осанки и форменного одеяния, фигуры многих из гульдгубберов были первоначально атрибутированы как сановники или короли, образуя тип «принцев» или «парадный» тип (термин, предложенный М.Уаттом, был германская «княжеская группа»).

Некоторые из находок могут быть датированы: 64 губбера из Гудме-Лундеборга были отнесены примерно к 600 годам или десятилетиям после них (THO, S. 123); 3 из 19 предметов, найденных под церковью Мэр в норвежском Тронделаге идентичны с одним из Гудме, и тем самым датирую эти губберы тем же самым периодом; шведские находки из Слёинге, содержа восемь различных двойных губберов, с помощью дендрологии могло бы быть датировано примерно 710-ми годами (LUN, S.17, Fig. 10, a-h). Трудность датирования большого числа гульдгубберов из Борнхольма состоит в том, что места находок не передают исходных мест залегания, но, скорее, отражают уйму предметов, позже перемещенных, из земли поселений до эпохи викингов, где пепел, кости животных, обломки керамики, домашние предметы из дерева, железа, бронзы и кости найдены перемешанными с небольшими вещами из золота, римскими монетами, грузилами, стеклянными бусинами, стеклянными шарами, а гульдгубберы формируют типичные остатки поселения, настоящую груду площадью примерно в 100 м2. Более удивительными являются случайные находки рукояток копий, дротиков и наконечников стрел, большинство из которых умышленно согнуты, и это напоминает жертвы грабителей железного века в гальюнах на других датских островах и в Ютландии. Даже без тщательной стратиграфии можно датировать большинство объектов поздним периодом переселения и ранним периодом Меровингов, что соответствует другим находкам. В таком случае гульдгубберы представляются феноменом главным образом седьмого века.

Результаты этих незначительных фактов могут привести нас к следующим предварительным выводам.

1. Центром производства гульдгубберов, видимо, является пространство между датскими островами Борнхольмом и Фюном, и Скане в Ютландии.

2. Мужские одиночные губберы образуют подавляющее большинство находок на Борнхольме.

3. Танцоры найдены преимущественно на Борнхольме.

4. Двойные губберы чаще встречаются западнее, от острова Фюн до Норвегии.

5. Женские одиночные губберы менее привычны, но достаточно широко представлены примерно 20-ю находками.

Не пытаясь проследить слишком глубоко гипотетическое использование гульдгубберов в культе седьмого столетия, я попытаюсь проанализировать насколько можно иконографическое воплощение человеческих фигур в гульдгубберах, подобно тому, как я уже прежде писал о женских гульдгубберах (SIR, p. 468-479), здесь я сконцентрируюсь на мужских фигурах.

Наиболее частая группа гульдгубберов является воплощением одиночных мужчин, но и они показывают большое разнообразие. Техника, используемая для их создания, может быть подразделена на две группы, на группу из прессованного металла, подобно остальным губберам, и на более узкую группа вырезанных фигур, с применением или отсутствием прессования. Некоторые из последних имеют либо пояс, либо закрутку вокруг их шеи, показанную выгравированной линией, или в виде петли из тонкой полоски металлической фольги, рис. 3. Это выглядит как декоративный орнамент, или ожерелье, а не как орудие пытки.

germ3.jpg

Рис. 3. Гульдгуббер с обмоткой вокруг шеи и мое чтение надписей

Рассмотрим теперь этот гульдгуббер. У меня возникло впечатление, что на нем изображен человек, повернутый к зрителю спиной, одетый в комбинезон и имеющий маску льва; голова персонажа повернута вправо. На комбинезоне имеется также небольшой хвостик, который, однако, не заканчивается обычной для льва кисточкой. Надписи гласят: на верхней части головы при повороте вправо на 900: ЛИК ЯРА. Следовательно, перед нами - зооморфный лик Яра в виде льва, наиболее древний (позже Яр изображался в виде тура или сокола). Зооморфное изображение не предполагает никакого человеческого костюма. - Чуть ниже: МИР ЯРА, в виде орнамента.

Далее я читаю часть надписей на обмотке вокруг шеи в обращенном цвете. Тут написано: МИМ ЯРА и ЯРА МИРА МИМ. Таким образом, теперь мим передает зооморфный лик бога Яра. А в прямом цвете на нижней линиями обмотки можно прочитать слова: МОРЯК ЯРА, и снова МОРЯК ЯРА на проеме между левой рукой и туловищем мима. То есть, традиция рекрутировать мимов из моряков не нарушена и в данном случае.

Справа на морде льва написано снизу вверх: ЛЕВ, что подтверждает нашу атрибуцию. А на правом плече написано пояснение: МАСКА МИМА. И на правой штанине слева имеется еще одна надпись МИМ ЯРА. На правом ботинке вблизи подметки можно прочитать нечто новое, МАРЫ МИМ. Иными словами, по совместительству мим Яра является одновременно и мимом Мары. Наконец, на левом ботинке читается надпись МИР ЯРА.

Итак, еще один гульдгуббер имеет чисто русское происхождение.

По своей позе мужские одиночные губберы могут быть классифицированы как группы «принца» или «парада», или как «танцоры» и «обнаженные», рис.4.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.348sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.513 секунд