В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 18, 2008

Средневековый храм Яра на Мангупе

Автор 14:19. Рубрика Языческие храмы

Средневековый храм Яра на Мангупе

В.А. Чудинов

Горный Крым представляет собой очень интересное место с точки зрения истории. В Средние века в районе Мангупа существовало государство Феодоро. Вот что можно прочитать об этом в книге: «Величественные руины средневекового города Феодоро, столицы одноименного княжества, объединявшего вплоть до турецкого завоевания в 1457 году почти весь Юго-Западный Крым, высятся на плато горы Мангуп, которая и выше, и просторнее всех окрестных гор. Она возвышается над уровнем долин на 250-300 м, а высота ее над уровнем моря - 584 м... История возвышения княжества как центра в сущности основного района оседлого земледельческого населения в Крыму довольно скудно освещено письменными источниками. Сегодня, правда, они дополняются хотя и разрозненными, но существенными археологическими свидетельствами. Они показали, что мангупское плато, обеспеченное водой, труднодоступное для врагов, привлекало людей со времен энеолита. Найдены следы жизни и в Тарскую эпоху - в первой половине первого тысячелетия до н.э. В III-IV веках жизнь на плато оживляется: его заселяют скифо-сарматы, отступившие сюда под натиском племен остготского союза и гуннов» (ФАД, с. 147-148). Как видим, по эпохе бронзы и ранней античности - всего по одному весьма невнятному предложению.

fedorovo1.jpg
Рис. 1. Общий вид горы Мангуп и моё чтение надписей

В интернете существует прекрасная фотография горы Мангуп, которую я и воспроизвожу на рис. 1. Прежде чем рассматривать надписи, предлагаю пояснение с сайта (СМА): «Мангуп расположен в 50 км от Симферополя, если измерять расстояние по шоссе. Он находится в Бахчисарайском районе возле села Ходжа-Сала рядом с плотиной водохранилища. Несколько десятков миллионов лет назад Мангупское плато в результате тектонических и эрозионных процессов отделилось от массива Чардаклы-Баира, входящего во Внутреннюю гряду, обширной сквозной Ходжа-Салинской долиной и образовался сложенный известняками останец, поднимающийся над уровнем моря на 581 метр. Объездивший полмира турецкий путешественник Эвлия Челеби писал в 1661 г.: "Раскинулась эта скала как плоская равнина, поросшая травой и тюльпанами, а вокруг нее зияют пропасти глубиной в тысячу аршин - настоящие бездны ада!.. Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью <... > Если крикнуть в тех долинах, которые раскинулись у основания обрывов, гора гудит полчаса, словно гром, а человека охватывают страх и удивление". С трех сторон плато ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями. Образованные этими ущельями четыре мыса придают Мангупу сходство с четырьмя пальцами гигантской птичьей лапы.

Крайний восточный отрог называется Тешкли-Буру. В его оконечности просматривается сквозное отверстие, давшее мысу название. На вершине следующего мыса, Елли-Бурун, остались руины главных крепостных ворот. Ущелье между двумя мысами именуется Капу-Дере. Третий к западу мыс, Чуфут-Чеарган-Буруо, получил название в связи с проживанием в этом районе плато караимской общины. Ущелье между ним и Елли-Буруном именуется Гамам-Дер: здесь рядом с мощным источником располагалась турецкая баня. Самый западный мыс, наибольший по размерам, с самыми крутыми и высокими обрывистыми склонами, называется Чамны-Бурун. Большая часть мыса покрыта зарослями, среди которых возвышаются группы сосен. Ущелье, отделяющее этот мыс от предыдущего, получило свое название по одному из главных занятий местных караимов - Табана-Дерё. На его вершине ниже водного источника до сих пор видны вырубленные в скале ванны, в которых замачивались кожи в дубильном растворе, приготавливавшемся из сока скумпии, произраставшей на склонах Мангупа».

Теперь рассмотрим древние надписи. Как видим, гора имеет на вершине почти горизонтальное плато, а два ряда камней, его окаймляющие, имеют надписи. К сожалению, они мелкие и не очень контрастные, а главное, пока не являются целью моих чтений. Однако третий, полуразрушенный ряд камней, всё же имеет читаемые надписи, которые я продублировал на врезке. Они гласят: ЯРА ХРАМ, а также МАЯКИ И ЯРА МИМ. Из этого следует, что перед нами находится храм Яра, перед которым располагается несколько маяков. За одним из них может скрываться до начала мистерии мим Яра. Правее на камнях написано сплошными знаками руницы слово ЛИКЪ, а еще дальше - слово ЯРА. Этот лик действительно присутствует, но находится еще правее. Он представляет собой мужское лицо анфас, развёрнутое чуть влево; хорошо видны глаза и несколько выступающий вперед нос, и можно обнаружить также усы и бороду. На лбу можно видеть надпись ЯРА. - Вообще говоря, храм Яра самой горы Мангуп не является объектом моего исследования, и я затрагиваю его лишь слегка, поскольку моей целью является наиболее поздний, крытый храм Яра. Хотя ряд ликов на горе можно выделить.

fedorovo2.jpg
Рис. 2. Фрагмент Мангупа и моё выявление ликов

На рис. 2. я выделяю три лика, хотя их, очевидно, много больше. Просто качество полиграфии на рисунке очень невысокое, так что для уверенного выделения других ликов не достает более высокой разрешающей способности. Тем не менее, левый лик, представляющий собой женское лицо (без бороды и усов) с приплюснутым острым носом, расположенное анфас с легким поворотом влево, имеет надпись справа от рта (с опущенными уголками губ), МАРА. Выше глаз можно прочитать слово РУСЬ, на уровне глаз - слово ЯРА. Так что перед нами - обычный наскальный лик Мары.

Ближе к зрителю на фрагменте в правой рамочке находится два мужских лика. Они оба развёрнуты анфас, но левый имеет насупленные брови, очень короткий нос, светлые усы и очень большую бороду, это старик. По всем признакам перед нами находится лик Рода. На нем имеется несколько надписей, которые выявляются при чтении сверху вниз, образуя слова: МАЯК ЯРА, РОД, РУСЬ ЯРА. Иными словами, надписи подтверждают данное предположение. У второго лика глаза расположены выше, нос длинный, усы тёмные, но борода также достаточно длинная. Здесь возраст мужчины много моложе, так что перед нами - Яр. Надписи (на левом глазу и ниже) подтверждают это предположение, они гласят: ЯР, РУСЬ ЯРА.

fedorovo3.jpg
Рис. 3. То же изображение в обращенном цвете

Было бы любопытно рассмотреть то же изображение в обращенном цвете. Прежде всего, бросается в глаза то, что руины построек на горе Мангуп также обладают надписями. Так, на левой постройке можно прочитать надписи ЯРА ХРАМ, тогда как на самой правой - МИР ЯРА, МИР РУСИ. Полагаю, однако, что постройки на этой горе были возведены значительно позже времени обработки камней самого плато, принадлежа средневековью, поэтому данные надписи я буду обсуждать чуть позже.

Что касается надписей на передней кромке горы, то в левом выделенном белой рамочкой фрагменте читаются слова МИР РУСИ, ХРАМ МАНГУП. Тогда как в среднем - слова ЯРА ХРАМ, МАЯК, РУСЬ. Иначе говоря, привычный надписи. И, наконец, внутри самого правого фрагмента, относящегося к ближней скале, читаются слова ЯРА МАКАЖИ ХРАМ. То есть, здесь размещается не храм Яра, а храм Макоши.

Обсуждение. Судя по объёму каменных работ, наскальная часть с ликами и надписями относится как раз к более древней эпохе, более вероятно - к энеолитической, менее - к Тарской, тогда как сооружения на плато, ныне находящиеся в руинах - к средневековью. Таким образом, имеется возможность для их сопоставления.

В древности было известно название МАНГУП, и весь данный МАЯК являлся по сути ХРАМОМ МАНГУПА. Следует заметить, что в древности название местности писали редко, однако в Крыму их старались наносить. Это храм, как водится, состоял из основной скалы, служащей ХРАМОМ ЯРА, и небольшой скалы справа, где размещался ХРАМ МАКАЖИ ЯРА. Иными словами, храм был создан в эпоху Яра.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что в древности, вплоть до расселения тавроскифов, которые, как и скифы, говорили по-русски (хотя и с диалектными отличиями), храмовое святилище Мангуп выполняло свои религиозные и социальные функции.

Оборонные средневековые сооружения Мангупа. «Раннесредневековые укрепления Мангупа были возведены во второй половине VI века, однако от них сохранилось немногое. Следует сразу же отметить, что тот пояс стен и башен, который отсекает мысы Мангупа, перегораживая доступ со стороны оврагов, в основном принадлежит XIV-XV вв. и более позднему времени. Он составлял своего рода «второй рубеж обороны»по отношению к главному, включавшему также и мысы плато. Археологические исследования семидесятых годов выявили остатки укреплений на мысах Чамиу-бурун и Чуфут-Чеарган-Бурун, а также в верховьях балки Капу-дере. Укрепления создавались в расселинах и на участках пологого склона - от обрыва до обрыва - дополняя таким образом естественные неприступные преграды, и носили не сплошной, а узловой характер. Таким образом, при общей длине крепостных сооружений в 1500 м дина оборонительного контура (с мысами) составляла 660 м. Мангупское раннесредневековое укрепление, охватывающее около 90 га площади плато, не имело себе равных в раннесредневековой Таврике! Он могло дать приют огромному по тому времени количеству окрестного населения со скотом и имуществом и при этом было обильно обеспечено водой. Открытие этого пояса обороны, в котором строительные приёмы, техника обработки камня, инженерные решения соответствовали римско-византийским традициям фортификационного дела, дало веское основание считать Мангуп древним Доросом: ведь до сих пор считалось, что укрепления Мангупа - более позднего происхождения, да и сосредоточивались поначалу на Тешкли-буруне». Как видим, остатки построек были атрибутированы археологами, причём как остатки фортов.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.258sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.421 секунд