В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Языческие игрища с позиций эпиграфики

Автор 15:34. Рубрика Новые исторические объекты

Подводя итог рассмотрению браслета из Киева, Б.А. Рыбаков пишет: «Гусляр является значительной фигурой; около него больше всего ростков, входящих внутрь арочки снизу и сбоку. Может быть, это “леторасли” Кирилла Туровского, новые ветви, отросшие в этом году? Но главной все же является Василиса Прекрасная (из сказки о Царевне-Лягушке), исполняющая танец воды и жизни»6. То, что Б.А. Рыбаков принял за ротки вокруг гусляра — это просто надписи ЖЕСЬТЬ, РУСЬ, РЕЗЕНЬ, ЗЬВОДЫ, не имеющие никакого отношения к растительности; так что гусляр не имел ни малейшей связи с растительной магией; ну, а о Василисе Прекрасной, которая на поверку оказалась СКОМОРОХОМ ТОЛЕЙ, я уже писал выше. Итак, на мой взгляд, браслет из Киева заводского рязанского изготовления действительно показывает детали народных увеселений, демонстрируя нам скоморохов Толю и Гошу, а также силача Мишу, характеризуя их как “юношей верных”, но в то же время он оказывается и оберегом, прежде всего выделяющим “мать Макошь”, не забывающего “скотьего Волоса” и как бы между прочим (один раз на двух изображениях) упоминающих Перуна. Для женщин, которым был предназначен данный створчатый браслет, Макошь была гораздо важнее Перуна, бога мужчин.

Первая створка браслета из Рязани
Рис. 8. Первая створка браслета из Рязани

Браслет из Рязани. Другими довольно известными являются серебряные браслеты из Рязани XIII века7. На первой створке одного из них мы видим изображения грифона и семарглов. Это дало повод Б.А. Рыбакову сделать наблюдение: «... мы видим грифона ... на серединном месте, а двух семарглов на боковых. Грифону соответствуют ростки растений, обращенные вверх, а семарглам — переплетение корней с отростками на них. Этих примеров достаточно, чтобы установить различие между двумя мифологическими образами: семарглы-псы связаны с землей, почвой и с корнями растений; они, хотя и крылаты (по иранской традиции), но мало связаны с небом, откуда они посланы (иранским верховным божеством Агурамаздой) рассеивать семена по земле... Грифон-Див важне семарглов: он занимает центральное положение в композициях, он связан с небесной стихией, что подчеркнуто его орлиной головой и птичьими когтями его передних лап; львиное туловище говорит о земной сфере действия, об этом же говорят и символы растущей земли»8. Даже если трактовка семарглов и грифона верна, я не вижу никаких ростков растений и никаких корней; по-моему, на изображениях присутствует типичный несимметричный узор из вязаных знаков руницы, который вполне можно прочитать. И если я прав, то связь семарглов с корнями растений, а грифона с растущими растениями следует считать недоказанной.

Естественно, что я подозреваю опять наличие надписей типа ЖЕСЬТЬ и РЕЗЕНЬ вместо “ростков” и “корней”. Однако не будем забегать вперед и рассмотрим надписи по порядку.

Мое чтение надписей на первой створке браслета из Рязани

Рис. 9. Мое чтение надписей на первой створке браслета из Рязани

Поскольку узоров на створке много, то и чтение получается большим. Прежде всего я читаю узор на левом семаргле, что дает мне текст ЖАТЫ РУНЕ ДИВЬНЫ, РЕЗЕНЬ. ВЫЖАТЬ, что означает ДИВНЫЕ ВЫДАВЛЕННЫЕ НАДПИСИ, РЯЗАНЬ, ВЫДАВИТЬ. Таким образом, никаких проросших растений или корней тут нет, мастер, создавший браслет, восхищается выдавленными узорами-надписями. Грифон дает более длинную надпись: ЖЕСЬТЬ ВЫДАВЬЛЕНЪ, ЧЕРЬВЪЛЕНА, РУНА ДИВЬНЕ, то есть УКРАШЕНИЕ ВЫДАВЛЕННОЕ, ЧЕРВЛЕНОЕ, НАДПИСИ ДИВНЫЕ. И опять-таки, никаких “ростков”. А то, что Б.А. Рыбаков считал “переплетением корней” есть просто надпись РУСЬ ЖИВИНА, СЬЛАВАНЕ ЖЕНОВЕ, то есть ЖИВИНА РУСЬ, СЛАВЯНЕ-ЖЕНЩИНЫ. Наконец, птичка наверху читается как ЖЕСЬТЬ ЖЕНЪСЬКЪ, то есть УКРАШЕНИЕ ЖЕНСКОЕ.

Я не читаю птичку, семаргла и “корни” правой части створки, поскольку они являются зеркальным отражением левых изображений, и содержат тот же текст, который просто следует читать справа налево.

Вторая створка браслета содержит меньше персонажей, однако они не повторяются, и завитков на каждом из них довольно много, так что текста тут может быть больше.

На второй створке вначале читается левый первонаж, надпись на котором гласит: ЖЕНЪСЬКА ЖЕСЬТЬ СЬВАТА РУЧЬКЪ. РУНОВА РУСЬ, то есть ЖЕНСКОЕ УКРАШЕНИЕ “СВЯТАЯ РУЧКА”. РУНОВА РУСЬ. Далее следуют надписи на грифоне: ЖИВИНА РУСЬ СЬЛАВАНЪ ТЕБЯ ЖЬДЕТЪ РАНЕНЪ. ЖИВЫ НЕ ЛЪЖЕТЬ ЖЕСЬТЬ. ЧЕЛО ПЪЛЬНЪ ДИКИХЬ МЫСЬЛЕЙ, что означает ЖИВИНА РУСЬ СЛАВЯН ТЕБЯ ЖДЕТ, РАНЕНАЯ. ЖИВЫ НЕ ЛЖЕТ УКРАШЕНИЕ. ГОЛОВА ПОЛНА СТРАННЫХ МЫСЛЕЙ. Внизу, под грифоном, находится вязь знаков руницы, которую я читаю ЖЕСЬТЬ СЬЛАВАНЪ, то есть УКРАШЕНИЕ СЛАВЯН. Но больше всего знаков содержит последняя фигура, которая не изображает ни животное, ни растение, а представляет собой опять-таки литую вязь знаков руницы. Я читаю ее так: НЪ ВОЛЯ ЖЕНЪ НЕ ЗЪЛА, НЕ ЗЪЛА, ВЕДЕТЪ КЪ СЬВЯЗИ СЪЛАВЯНЪ, что означает: НО ВОЛЯ ЖЕНЩИН НЕ ЗЛА, НЕ ЗЛА, ВЕДЕТ К СВЯЗИ СЛАВЯН. Последняя сентенция двусмысленна, и ее следует чуть ниже прояснить.

Вторая створка браслета из Рязани
Рис. 9. Вторая створка браслета из Рязани

Таким образом, данная створка говорит о том, что в то время как Рунова Русь благоденствует, Живина Русь ранена — речь, видимо, может идти как о завоеваниях Батыя, которые на момент создания браслета еще не докатились до Рязани, так и о распространении там христианства в большей степени, чем на юге Руси. Возможно, что браслет был изготовлен по проекту Живиной Руси, поскольку говорится об украшении от Живы. А вот какие странные мысли наполняют головы женщин, догадаться сразу сложно. Возможно, это боль от начала завоевания русских земель. В таком случае строки браслета в минуту опасности для всей Руси звучат весьма патриотично.

Мое чтение надписей на второй створке браслета из Рязани
Рис. 10. Мое чтение надписей на второй створке браслета из Рязани

И все же, как мне кажется, ключом к общему пониманию браслета является его название, “святые ручки”. У христиан святыми являлись подвижники, верующие во Христа. Но данный браслет, как и вся данная серия створчатых браслетов — языческая. Следовательно, речь идет святых в языческом плане. А такое явление мне пока известно не было. Кроме того, очень интересна строка “Живы не лжет украшение”. Тем самым, браслет посвящен Живе, и это позволяет предположить, что браслет из Киева был посвящен Макоши. Наконец, если вспомнить предположение Б.А. Рыбакова о том, что браслеты предназначались для участия в тайных языческих обрядах, все окончательно встает на свои места: мы имеем дело с серебряными браслетами не скоморохов, и не просто участников русалий, но языческих жриц.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.432sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.637 секунд