Заметки становятся серией
В.А. Чудинов
В статье о разработке методики и конкретных дешифровках, относящихся к 1995-1997 годам, я перечислил 17 конкретных дешифровок. Последняя дешифровка, речь о которой пойдет в данной статье, не вошла в ту статью, но вошла в статью журнала МЭГУ 1997 года [1]. С нее есть смысл начать данный обзор.
Рис. 1. Наше чтение надписи из Саркела-Белой Вежи
Последний рисунок обломка керамического сосуда заимствован из той же работы М.И. Артамонова [2, с. 75, рис. 54]. На нем мы прочитали такой диалог (вероятно, двух солдат войска Святослава): Рыло, ЧАВО ЖЕ ВЪПИВЪ ВОДЬКИ В ЧАРЕ СЕЙ? - ВОРУЮ Я! [1, с. 70]. То есть один солдат называет другого Рылом, и спрашивает, почему тот выпил чару водки, которая, видимо, ему не предназначалась. Он ответил, что делает недозволенное дело («воровать» в те времена означало не «красть», а именно «безобразничать»). Статья заканчивается словами: "Дешифровка надписей русского средневековья позволяет понять и осмыслить многие странички нашей истории, лучше представить себе как мифологические, так и исторические персонажи" [31, c. 70].
Краткие сообщения сборника научных работ Московского общественного научного фонда. Назначение этих статей - восстановить русские названия некоторых предметов средних веков и более позднего периода.
В статье «О русском названии проколки» имеется в виду инструмент из кости типа шила, изображение которого с надписью было помещено в статье археологов из Ярославской экспедиции [4, с. 59]. Мы читаем эту краткую надпись IX-XI вв. ЖАЛЕВО, что означает ПРОКОЛКА, от слова ЖАЛИТЬ, то есть ПРОКАЛЫВАТЬ [5, с. 124].
Рис. 2. Наше чтение надписи на проколке с Тимеревского поселения
В другой статье речь идет о предметах, носимых в руках. Прежде всего, рассматривается надпись на бронзовом кистене IX-XIII в из-под Пскова [6, с. 138-139]. На кистене имеется сторона с кирилловской надписью, которую мы называем русской, и со слоговым письмом, которую мы называем славянской. На русской стороне вертикально написано НЕС, и горизонтально, по сторонам, ГАГЕ. На славянской стороне стоит право славный крест и начертаны те же слова, но полностью: НЬСЕЖЬ ГЬГИКА, то есть НЕСЕЖЬ ГАГИКА (где слово НЕСЕЖЬ означает, видимо, предмет, носимый в руках, то есть НОШУ, ПОНОСКУ, а ГАГИК - имя собственное, уменьшительной, вероятно, от Георгия, что-то вроде современного ГОГИ) [7, с. 126] . Слово НЕСЕЖЬ раньше нам не встречалось.
Рис. 3. Наше чтение надписи на кистене из-под Пскова
Другим примером употребления этого слова является надпись на костяной печати XVII века из Витебска, где кирилловская надпись читалась первоиздателем: ПЕЧАТА ПИРОГОВА [8, с. 382]. На наш взгляд, внешний край печати обрезан, так что срезанными оказались крыши букв П, Е, Т, К, В, что исказило вид надписи. Мы ее читаем иначе: ПЕЧАТА КРУГОВА, то есть КРУГЛАЯ ПЕЧАТЬ, а две вертикальные палочки, принимавшиеся за П относим к числу 2 слоговой части надписи. Слоговая часть в центре читается НЬСЕЖЬ КАТЬКИЙ 2, то есть НОША КРУГЛАЯ ВТОРАЯ. Иными словами, речь идет о переносной печати [7, с. 127].
Рис. 4. Наше чтение надписей на печати из Витебска
Вообще говоря, слово НЕСЕЖЬ кажется довольно прозрачным и понятным, и вызывает только удивление, почему оно вышло из употребления.
Рис. 5. Наше чтение надписей-орнаментов на браслетах
Рис. 6. Наше чтение надписей-узоров на формочке из Рюрикова городища
Следующая статья посвящена славянскому названию браслета. Слово «браслет» - возможно, английское (глагол to brace - «связывать»; существительное bracelet - «браслет, наручники»). Тем не менее, на Руси в средние века этот предмет существовал, но имел иное название. Мы попытались это название восстановить. На браслете из Салтыковских курганов [9, с. 85, рис. 2-1], мы читаем МУЖЬСКИ РУЧИЦА РУНОВЫ, что означает МУЖСКИЕ РУНИЧЕСКИЕ БРАСЛЕТЫ [10, с. 129] (под РУНАМИ понимались знаки славянского слогового письма). На браслете из Белоруссии [10, с. 111, рис. 11], мы читаем ЖЕНОВИ РУЧИЦИ, то есть, Женские браслеты [11, с. 129]; надпись представляет собой орнамент. В Рюриковом городище была найдена формочка [12, с. 57-58, рис. 1 и 2], для отливки трех изделий. На одном из них мы читаем РУЧИЦЫ РУНОВЫ, на другом МУЖЕСЬКО, и на третьем РЯСЬНА, что означает РУНИЧЕСКИЕ БРАСЛЕТЫ, МУЖСКОЙ (браслет) и РЯСНА [10, с. 130].
Еще одна статья посвящена удивительной находке Х-ХII вв. в Болгарской крепости Перник [13, с. 45, рис. 32]. На первый взгляд костяной предмет похож на австралийский бумеранг, с которым мы его и сопоставляем, рис. 6-25-1. Однако, несмотря на внешнее сходство, необходимо уточнить название предмета, прочитав надпись. Надпись гласит КЪРУДИЛО, где Д есть озвонченный звук Т. Стало быть, предмет называется КРУТИЛО [14, с. 125], что и означает славянское название бумеранга.
Рис. 7. Наше чтение надписи на бумеранге из Перника
Последняя статья данного сборника, которую мы считаем нужным упомянуть, посвящена надписям на коже. С одной стороны, рассмотрены надписи на куске кожи ХV века из Чебоксар [16, с. 273, рис. 3], с другой стороны - надпись русских полярных моряков ХVIII в. с острова Брегер на Шпицбергене [16, с. 34, рис. 4-8].
Рис. 8. Наше чтение надписей на коже
Надписи почти тождественны и читаются ДЕЛАНА (или ДЕЛАНЕ) ДЫРЪКЪ, что означает: СДЕЛАНА ДЫРКА (и, следовательно, кусок кожи не годится для пошива обуви [17, с. 128].
Краткие сообщения сборника кафедры культурологии МГУ. Здесь мы поместили большее количество статей.
Рис. 9. Наше чтение надписей на пломбах
В данном сборнике продолжена традиция реконструкции древних слов. В статье о русском названии пломб (слово «пломба» заимствовано, возможно, из латинского языка со значением «свинец») приводится несколько изображений их образцов, например, пломбы ХVI века из Новгородской крепости Орешек [18, с. 111, рис. 1] и пломбы ХII-XIII вв. из Старой Рязани [19, с. 299, табл. 71-9]. На первой из них нам удалось прочитать два слова, ВОРЕШЕКА ВЬЖАТЕСЬ, то есть ОРЕШКА ВЫЖАТЕЦ, на второй - ВЫЖАТЕ(Ц) [20, с. 131, рис. 1-2]. Пломба на рис. 6-26-2 дана дважды: как она представлена в оригинале (а), и как следует ее развернуть для правильного чтения (б).
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.366 секунд