В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 17, 2007

Заметки становятся серией

Автор 12:43. Рубрика Первые публикации


Две другие пломбы ХVI-XVII вв. из Запсковья [21, с. 161, рис. 3] и ХII в. из Вышгорода под Киевом [22, с. 244, рис. 46 и 47] имеют чтение ВЫЖЕТЬСЬ и ВЫЖАТЕСЬ КОЗЬМЫ ДАМИАНА (видимо, пломба церкви этих святых) соответственно [20, с. 132, рис 3-4]:

Наше чтение надписей на пломбах
Рис. 10. Наше чтение надписей на пломбах

Еще две пломбы выполнены с великолепным начертанием надписей. Первая из них была ошибочно принята М.В. Седовой за перстень [23, с. 257], однако позже изображения этого «перстня» среди других ювелирных изделий не оказалось [24]. На изделии можно прочесть ВЫЖАТЕСЬ [20, с. 132, рис. 5]:

Наше чтение надписей на пломбах
Рис. 11. Наше чтение надписей на пломбах

И еще одна пломба ХIV-XV вв была ошибочно принята за печать; она найдена в Пскове [25, с. 131]. Надпись мы читаем как ВьжЕтъсь [20, с. 132, рис. 6].

Из двух следующих пломб одна, ХII-XIII вв. была найдена в Чернигове [26, с. 211, рис. 2-3]; на ней можно прочитать два неполных слова, ВЪЖАТЕ (ВЫЖАТЕЦ), и ЧЬРЬ (видимо, начало слова ЧЕРНИГОВ [20, с. 132, рис. 7]. На другой пломбе, найденной в Минске [27, с. 286, рис. 188], где археологи подозревают наличие изображения святого, мы читаем ВЬ РУСЬ, что, видимо, помечало товары для внутренней торговли [20, с. 132, рис. 8]. На обороте мы читаем БОГЪ ТЕ(БЕ) [20, с. 132, рис. 8].

Наше чтение надписей на пломбах
Рис. 12. Наше чтение надписей на пломбах

Пломба ХII века из Ярополча Залесского [28, с. 43, рис. 10-7, 8] содержит всю надпись, ВЪЖЕТЕЦЬ [20, с. 133, рис. 9], как и красивая пломба ХII-XIV вв. из древнего Мстиславля [29, с. 46, рис. 2] (в сообщении мы прочитали ВЪЖАТЕ) [20, с. 133, рис. 10].

Наше чтение надписей на пломбах
Рис. 13. Наше чтение надписей на пломбах

Как видим, лица, оттискивающие на пломбе ее название, были весьма изобретательны: один и тот же узор или чередование знаков вряд ли повторялись дважды. Чередуется и орфография: ВЫЖАТЕЦЬ, ВЪЖАТЕЦЬ, ВЪЖЕТЕЦЬ, ВЪЖЕТЕСЬ и т.д. Это говорит о том, что специальных канонов начертания или устойчивой орфографии тогда не было. Удивительно, что существовали не только металлические (свинцовые), но и каменные пломбы. В качестве образца рассмотрены каменные пломбы Москвы [30, с. 66, рис. 13]. Надписи на них все те же, одна неполная, ВЪЖА, другая полная, ВЪЖАТЕСЬ [20, с. 133, рис. 11 и 12]. Возможно, что между названиями ВЫЖАТЕЦ и ВЪЖАТЕЦ существовало смысловое различие (ВЫЖАТЕЦ должен иметь выступающий рельеф, ВЪЖАТЕЦ - углубленный), однако такие подробности в работе не прослеживались.

Наше чтение надписей на каменных пломбах Москвы
Рис. 14. Наше чтение надписей на каменных пломбах Москвы

Другое сообщение посвящено чтению надписей на амфорах. Упоминается отличие амфор от пифосов, предназначенных для хранения зерна. В качестве примера пифосов приводится сосуд ХI-XIII в., найденный М.К. Каргером в Киеве [31, с. 67, рис. 6] с надписью ЗЕРЬНЪ СЬ ЛЕТА [32, с. 124, рис. 1].

Наше чтение надписи на пифосе
Рис. 15. Наше чтение надписи на пифосе

Наше чтение надписей на канах
Рис. 16. Наше чтение надписей на канах

Сосуды промежуточного типа между амфорами и пифосами обычно содержали знак N, но не имели специального обозначения, тогда как АМФОРА по-русски называлась КОРЧАГА. Как обозначался данный вид сосуда, можно понять, прочитав надпись на черепке из киевского Подола [32, с. 125, рис. 16]. Мы прочитали эту надпись КАНЪ [32, с. 125, рис. 7], но окончание ее неясно; поясняет окончание надпись на сосуде черняховского времени [34, с. 27, рис. 5-2], где лежащая греческая АЛЬФА указывает на то, как надо читать, и мы, принимая эту подсказку с благодарностью, читаем КАНА [32, с. 125, рис. 7], что соответствует английскому слову САN в значении БИДОН, ЖБАН, немецкому слову КАNNЕ в значении КУВШИН, КРУЖКА, БИДОН, ФЛЯГА, а также слову КАНИСТРА. Тем самым, помимо корчаг и пифосов у русских имелись и КАНЫ.

Очевидно, от того же латинского корня произошло название маленькой КАНЫ - КАНЕЛЫ. Так что амфоры у русских назывались КОРЧАГИ, КАНЫ или КАНЕЛЫ. При этом для обозначения КАНЫ чаще всего ставили первый слог, N. Приводятся также чтения кирилловских и слоговых надписей на обломках ряда кан и канел, как показано на рис. 16.

Наше чтение надписи на корчаге и черепках других сосудов
Рис. 17. Наше чтение надписи на корчаге и черепках других сосудов

Еще одно сообщение посвящено кирилловско-слоговому чтению древнейшей русской надписи Х века из Гнездова, так называемой ГОРОУЩИ, [35]. Для понимания смысла текста необходимо проанализировать содержимое кан (хотя этот сосуд часто считают амфорой или корчагой, на нем стоит знак N, знак каны). Обломки кан Х-ХI века со знаками мы скопировали из работы [36, с. 243] - они показаны на рис. 17-2, 3, 4, 5. Мы их читаем: МАСЛО, МОЛОКО, КАШЕ (КАША) и КЪШЬ (КАША). Так что в канах хранили не только масло и молоко, но и жидкую кашу (видимо, типа манной). Кстати, знак на рис 17-5, очень похож на конец надписи из Гнездово. Тем самым вопрос о чтении решается в принципе.

Можно представить, что текст наносился в два этапа. Вначале появилась лигатура слоговых знаков N и Ш, что означало слово КАША (КАШЬ). Затем решили дописать второе слово буквами кириллицы, слово ГОРЯЧА. Однако при этом сделали две ошибки: под влиянием слогового письма для передачи слога РА или писец использовал слог РО (в слоговом письме РА, и РО не различаются), а вместо кирилловских букв ЧА удовольствовался слоговым знаком ЧА, похожим на букву У. Так что начертание ГОРОУ означает ГОРЯЧА. И закончил добавлением к слогу ШЬ буквы А для чтения КАША (а не КАШЬ). Итак, древнейшая русская надпись есть надпись смешанная, и она гласит: ГОРЯЧА КАША. Она соответствует и здравому смыслу, и надписям на других сосудах, рис. 17 [37, с. 127]. Замечу, однако, что позже я читал уже иначе, а именно, ГОРОЛО КАНА. Но в данном обзоре я сохраняю более раннее чтение.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.144sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.205 секунд