В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 17, 2007

Заметки становятся серией

Автор 12:43. Рубрика Первые публикации


Естественно, что для нас большой интерес представляло название славянских слоговых знаков. Этой проблеме мы посвятили небольшую статью, в которой перечислили с соответствующими иллюстрациями соответствующие надписи. В частности, приводилась уже рассмотренная в главе третьей надпись, принятая Павлиной Петровой за знак шамана, которая, однако, читается, как ПИСАЛА РУНАМИ ЛИЛИ. Еще один любопытный пример - это надпись на пряслице из Старой Рязани [38, с. 299, табл. 71], где можно прочитать ПОПАДИ, РУНЪВА ПЪРЯДЬ, т.е. ПОПАДИ, РУНОВА ПРЯДЬ. Речь шла о том, чтобы нитка попадала на веретено [39, с. 119, рис. 2]. Нам кажется, что ее смысл состоит в пожелании пряхи, чтобы нитка попала на веретено; нитка настолько перекручивается при сучении, что ложится узлами, напоминающими руны.

Наше чтение надписи на пряслице из Старой Рязани
Рис.18. Наше чтение надписи на пряслице из Старой Рязани

Еще интереснее надпись на формочке для отливки височного кольца XII-XIII вв. из древнерусского города Серенска, рис. 19 [40, с. 142, рис. 48-8]:

Наше чтение узора на формочке для отливки сережек из Серенска
Рис. 19. Наше чтение узора на формочке для отливки сережек из Серенска

В центре показан общий вид формочки, а затем крупным планом - интересующий нас фрагмент надписи. На этом изображении, зеркальном по отношению к орнаменту на формочке, можно прочитать текст: РУСЬ. РУНОВИ ЖЕСТКИ, то есть, РУСЬ. РУНИЧЕСКИЕ СЕРЕЖКИ [41, с. 119, рис. 3].

Наше чтение знаков на можжевеловой палке из Новгорода
Рис. 20. Наше чтение знаков на можжевеловой палке из Новгорода

Еще одним текстом, называющим слоговые знаки рунами, является надпись-орнамент на можжевеловой палке XI-XII вв. из Новгорода, которую сочли за знаки собственности на эталоне локтя [41, с. 265, рис. 2], рис. 20. С нашей точки зрения каждый узор в виде веточек с листьями есть лигатура из слоговых знаков; тем самым все 5 надписей на стержне читаются: 3 раза РУНОВЬ и 2 - РУНОВЬ КОЛЪ, то есть КОЛ, ПОКРЫТЫЙ РУНАМИ. Скорее всего, перед нами - некий магический жезл [39, с. 120, рис. 4].

Следующий пример касается надписи, принимаемой за средневековую хазарскую, на стене пещеры в комплексе «Каменная могила» (в 18 км под Мелитополем, на берегу р. Молочной, у Азовского моря). На стенах различных залов, а также на одиночных камнях находятся «руны» (слоговые надписи), которые кто-то хочет собрать воедино, рис. 6-39 [42, с. 75, рис. 26]. Мы читаем надпись ЛОЖИ У КАМОРА РУНА, то есть СЛОЖИ В КАМОРЫ РУНИЧЕСКИЕ КАМНИ [39, с. 120, рис. 6].

Наше чтение надписи на стенах пещеры из Каменной Могилы
Рис. 21. Наше чтение надписи на стенах пещеры из Каменной Могилы

Конечно, перечисленными примерами использования слово РУНЫ применительно к славянским слоговым знакам дело не ограничивается; можно вспомнить, например, наш рис. 5-1, содержащий надпись МУЖЬСКИ РУЧИЦА РУНОВЫ. Есть и другие надписи, подтверждающие высказанную нами точку зрения.

В результате мы приходим к такому выводу: «... все знаки как в древности, так и в средние века назывались у германцев и славян РУНАМИ независимо от того, были ли они алфавитными или слоговыми. А это означает, что в древности и в средние века использовались магические свойства рун, для чего их и наносили на различные предметы; позже стали особо подчеркивать рунический характер надписей, что мы и видим в названиях рунических сережек или рунического кола. Так что часть представленных здесь предметов является не только памятниками слогового письма, но и примером магических орудий» [39, с. 121].

В небольшой заметке по поводу берестяной грамоты из Старой Русы [44, с. 8], мы приводим пример нашего чтения приведенной там слоговой надписи [45, с. 107], рис. 22. Мы читаем: НЕ РОДИЛА ТАТА КА СЬРОКУ-ТА! то есть, НЕ РОДИЛА ТАНЯ К СРОКУ-ТО! [44, с. 107] и понимаем, что, скорее всего, данный донос писала одна женщина на другую, например, свекровь сыну на невестку. Можно отметить относительную редкость такого относительно большого чисто слогового текста на бересте.

Чтение Г.С. Гриневичем и мною надписи из дома Ипатьевых
Рис. 22. Чтение Г.С. Гриневичем и мною надписи из дома Ипатьевых

Здесь же помещено небольшое сообщение о новой нашей версии чтения надписи из Ипатьевского дома. Теперь мы предложили такое чтение [45, с. 116]: ВЪ НЕБЕ БОГЪ - НЕ Я.

Наше чтение надписи на берестяной грамоте из Старой Русы
Рис. 23. Наше чтение надписи на берестяной грамоте из Старой Русы

Небольшая заметка посвящена слоговым надписям на деревянных надгробьях 20-х-30-х гг. ХХ века на старообрядческом кладбище в дер. Кучкас под Каргополем; материал мы заимствовали из [46, с. 189-190, рис. 1-5]. Намогильные столбы фаллического типа имеют надписи, выполненные плохими слоговыми знаками, иногда чередующимися с кирилловскими буквами. Для удобства чтения мы изобразили столбы горизонтально, рис. 23 [47, с. 122, рис. 1]. Мы читаем: СЬЛАВЪ Ж (ЖЕНЩИНА-СЛАВЯНКА), СЬЛАВЯН(ИНЪ), СЬЛАВЯНЪСЬКО ТЕЛО (ТЕЛО СЛАВЯНИНА). На сегодня эти надписи можно считать наиболее поздними свидетельствами бытования слогового письма в России.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.186sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.336 секунд