В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 3, 2010

Эпиграфические заметки 2001-2002 года

Автор 05:16. Рубрика Чтения новых текстов

Моё чтение надписей. Хотя на иллюстрации, приведенной Рантом, растр вышел довольно крупным, тем не менее, надписи на монете прочитать возможно. Верхняя часть монеты заходит за кружок, и на ней можно прочитать слова ХРАМ РОДА ЯРА, а чуть дальше - ЯРА РОДА. На шее изображения читаются слова ЯРА МИР. Нижняя часть бусин в обращенном цвете даёт аналогичную легенду - ХРАМ РОДА ЯРА. Таким образом, это обозначает место чеканки. Еще раз слова РОДА ЯРА встречаются на верхних бусинках, что я воспроизвожу в обращенном цвете.

Бусинки, идущие по диагонали ото лба человека, образуют иной текст: НОВЫЯ ИЗ БОРОДАЧЕЙ. Видимо, таково название данной серии монет. Наконец, на выступе за кольцо из бусинок можно прочитать в прямом цвете еще одну надпись ХРАМ РОДА. К сожалению, название города чеканки монеты на аверсе мы не нашли.

Далее А.Рант пишет: «Кельты бассейна Дуная, имевшие торговые контакты с античным миром, копировали в монетном производстве греческие модели, чаще всего тетрадрахмы Филппа II, Александра III, и Адолеона, квестора Эсилоса в Македонии, и тетрадрахмы Тасоса. Моделью для монеты Всадника со шлемом треугольного типа и прототипом для всех других видов монет Норика и Паннонии были тетрадрахмы Патраоса с головой Аполлона на аверсе и со всадником, поражающим врага на реверсе, рис. 2 (15)». - Возможно, что данные монеты были действительно кельтской чеканки, однако, поскольку международным языком был русский, то и  надписи на монетах сделаны также по-русски.

zametki15.jpg

Рис. 15. Реверс той же монеты и моё чтение надписей

На реверсе я читаю: под мордой - ХРАМ РОДА, над крупом - АРКОНА (качество фотографии с растром очень плохое, можно только догадываться л содержании надписи), над задними ногами лошади при повороте на 90 градусов по часовой стрелке - снова ХРАМ РОДА. Так что не исключено, что данная монета была чеканена в Арконе, столице Вагрии, говорившей на чистом русском языке. А иметь хождение она могла и у кельтов.

Технология чеканки. Металлы. «Главным металлом восточно-альпийского монетного рынка было серебро, так же как и на Балканах. Соседние кельты бои чеканили и золотые статеры, однако неизвестно, чтобы в Норике чеканились золотые монеты. Серебро обычно было высокой чистоты, что не соблюдалось в более поздней чеканке. Позавская чеканка Самбора и Джурджеваца имела меньшую чистоту. Вообще говоря, монеты более ранней чеканки, монеты типа Вараждина, имели лучшую чистоту, чем более поздние.

Подобно Норику в бассейне Дуная, и юго-восточным Альпам, помимо стандартной продукции существовали также и отклоняющиеся виды. Монеты из меди из этой области исключены. В связи с вопросом, откуда кельты этой территории получали для своей чеканки серебро, имеются определенные гипотезы. Анализ чистоты металла на малой монете из Норика со стороны Селье предоставил определенные доказательства. Существует приемлемая гипотеза того, что кельты получали свое серебро из шахт Каринтии, из которых серебро поставлялось почти 13 веков для удовлетворения потребностей средневековых монетных дворов Каринтии (Бреже-Фриесках, Беляк-Виллах, Шентвид - Св. Вит, Великовец-Фёлькермаркт, Брегин), которые в 701/702 гг. чеканили так называемый "пфенниг Бреже", известный за счет хорошего качества серебра. Эта теория очень правдоподобна по письменным источникам, кроме того, археологические данные также говорят о высоком качестве чеканки и металлургии, которые существовали в Норике и в субальпийской территории. К сожалению, доказательства этой гипотезы, то есть проверки состава серебряного сплава на кельтской монетке на совпадение с составом пфеннига Бреже, не могут быть осуществлены на практике, ибо кельты объединяли все свое серебро, которое они имели, то есть серебро из рудников, серебро из грабежа, и серебро, вывезенное еще откуда-то, в едином расплаве. Зато возникло доказательство перечеканки монет других  племен. Наибольшее число перечеканенных монет известно как фациальный тип, где обычно перечеканивались монеты типа Велемира».

zametki16.jpg

Рис. 16. Тетрадрахма Патраоса и моё чтение надписей

Моё чтение надписей на тетрадрахме. На тетрадрахме приводится два изображения основного персонажа, причем второе - более четкое. Если обратить данную надпись в цвете и повернуть на 90 градусов по часовой стрелке, то на головном уборе можно прочитать (хотя и в этом случае приходится скорее догадываться) ХРАМ ЯРА, АРКОНА, а на пряди волос - АРКОНЫ ХРАМА. На верхней вставке читается слово АРКОНА, и еще раз имя этого города, АРКОНА, видно в крупной надписи на шее. Лишь последнюю надпись можно считать достаточно доказательной.

Как известно, основным занятием жителей Арконы было пиратство, точнее, непрерывная война с флотом римлян. Естественно, что все полученные таким путём слитки серебра, а также чужие монеты шли на переплавку.

Изготовление заготовок и чеканка. «Для изготовления монеты необходимо иметь приспособления для плавления и чеканки, а именно клещи, штампы и молоток. До чеканки должны быть приготовлены как инструменты, так и заготовки. Каждая кузница могла бы служить местом для чеканки монет. Изготовление соответствующего оборудования представляет собой наиболее ответственную операцию, особенно по части гравировки чекана. Резчик чекана делает его в соответствии с моделью по эталонной монете в мягком железе, создавая рисунок аверса и реверса. После гравировки железный чекан упрочняется путем закалки раскаленного металла. Изготовление заготовок состоит в расплавлении серебра в печи и в выливании расплавленного металла в лунки брикета, имеющие округлую выдавленную форму, что определяет размер и толщину заготовки. Пока заготовки не остыли, их выбивают из лунок легким ударом и переносят клещами в нижний чекан, накрывая верхним чеканом, а затем бьют молотком. Результаты такого процесса видны на самой монете. Прежде всего, некоторые монеты имеют небольшой выступ на краю, бородавку, которая образуется, когда жидкое серебро заполняет дополнительное отверстие лунки, созданное при выбивании предыдущей заготовки. Далее, некоторые монеты уплощены в том месте, где к горячим заготовкам прикасались клещи. По этой причине рельеф в этих местах образуется не вполне. Тот факт, что такое уплощение демонстрируют только некоторые монеты, объясняется  тем, что ущемляются лишь наиболее горячие и мягкие заготовки, тогда как более остывшие и прочные  - нет. Такие монеты при чеканке могут демонстрировать трещины, рис. 5 (20). Направляющие для заготовок не использовались, так что аверс и реверс обычно не совпадали. После чеканки монеты, вероятно, раздельно взвешивались, но доказательств этому нет».

zametki17.jpg

Рис. 17. Моё чтение надписей на реверсе тетрадрахмы Патраоса

Моё чтение надписей на реверсе тетрадрахмы Патраоса. На реверсе тетрадрахмы я ожидаю прочитать те же слова, но написанные более четко и потому более доказательные. Наименее доказательно для меня на аверсе было прочитано выражение ХРАМ ЯРА. Зато теперь я его вижу в левом верхнем квадранте монеты, где буква Я видна превосходно, тогда как буквы Р и А соединены с ней в лигатуру. Слово ХРАМ тут читается более замысловато, но зато оно не несёт основной смысловой нагрузки. Итак, чеканку производит именно ЯРА ХРАМ. И случилось это именно в городе АРКОНА, название которого читается наверху монеты без каких-либо затруднений.

Если же левый верхний квадрант монеты дать в обращенном цвете, то и тут читаются те же надписи (хотя две первые буквы - без обращения в цвете) - ЯРА ХРАМ и АРКОНА. Так что сомнений нет - в отличие от монеты типа «ездец», которая чеканилась в храме Рода Арконы, тетрадрахма Патраоса, равно как и денарий чеканились в том же городе в храме Яра.

Гравировка чекана.  «В любой процедуре производства монет гравировка чекана является наиболее ответственным заданием, в чем кельты поначалу не были мастерами. Первые тетрадрахмы Норика типа ездеца в треугольном шлеме показывают, что резчики у кельтов были иностранцами, иными словами, из эллинистического мира. Невоспроизводимые гравировки, тонкие линии головы, лавровый венок и точно сделанные глаза и губы указывают на умелую и образованную руку. Позже этот мастер возобновил свою деятельность в Паннонии, где он делал монеты типа Вараждина А.

Его ученик, другими словами, его школа, может быть прослежена из стиля монет. Вполне вероятно, что этот первый резчик чеканов происходил из территории венетов, как можно видеть из использования венетского алфавита на монете Ездеца из Норика с треугольным шлемом (значок Х, означающий Т), и монеты Паннонии типа  Вараждина с надписью FES. Дизайн последних монет показывает, что они могли быть сделаны местным резчиком чеканов. В точности процедура и используемы им инструменты не известны, но можно предположить, что чеканы могли быть сделаны посредством гравировки и ударов по зубилу. Я нахожу доказательство того, что жемчужная диадема в три ряда фактически сделана выколачиванием по типу Curly T (Goebl 86-175). Если мы напечатаем аверс № 86, мы можем видеть под лупу, что все точки диадемы в горизонтальном ряду имеют тот же самый размер. Поскольку зубило, использованное резчиком чекана, было не идеально круглым, но прямоугольным с одной стороны, эта формы воспроизвелась на всех точках диадемы, показывая, что одно и то же зубило использовалось многократно. Порядок изготовления аверса был следующим. На плоской поверхности железного чекана резчик вначале набил окружность, которая определила поле изображения. Портрет головы был начат обозначением трех горизонтальных линий, которые служили направляющими для гравировки диадемы. Эти линии видны лишь на первых и хорошо сохранившихся образцах. Гравировка диадемы поделила затем поле изображения на две половины. Далее резчик чекана выгравировал на одной половине изображение лица, а на другой кудрявые волосы и другие детали, такие как резинка с пряжкой. Такой порядок доказан для аверса 79 на монета типа уха Претцера А  (Goebl 79), где резчик так плохо поделил поле с диадемой на три ряда, что для лица осталось недостаточно места, и оно было ужасно уменьшено, рис. 7 (22)».

Замечу, что в Паннонии долгое время жили словаки, а в Арконе, как я полагаю, жили русские. Возможно, что какие-то детали монет в Арконе поначалу не удавались, однако нет никаких причин полагать, что резчики у кельтов были иностранцами. То есть, и монету чеканили не кельты, а русские, и невоспроизводимые гравировки, тонкие линии головы, лавровый венок и точно сделанные глаза и губы указывают на умелую и образованную руку, которой и обладали мастера из Арконы. Во всяком случае, ювелиры Арконы отличались весьма высоким уровнем изготовления своих изделий (ВАГ). Так что умельцы из Яровой Руси (Вагрии) вполне могли перейти позже в родственную им по культуре и языку Паннонию.

zametki18.jpg
Рис. 18. Тип монеты с "бородавкой" и моё чтение надписей

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.189sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.352 секунд