Обсуждение. Как видим, в 2001-2002 году я готовил к публикации небольшие заметки с 1-2 дешифровками различных надписей. Их я потом мог свободно публиковать по оказии в разных сборниках, а если повезет, то публиковать и подборку таких заметок. Но иногда что-то в сборники не попадало, и позже не публиковалось.
В тот период надписи на протокириллице меня интересовали мало, их все я относил к материалу для академической эпиграфики. Но она не торопилась приступать к их чтению, поскольку они не были слишком контрастными, а она привыкла иметь дело только с таким материалом. Я еще не понял, что неявные надписи должны стать объектом исследования новой науки - микроэпиграфики.
Рис. 31. Тип Кодроласи с Т на легенде (86-178)
Однако теперь многие прежние изображения «заговорили» по-новому, я стал в них видеть ряд новых надписей, которые не замечал прежде. Что же касается двух статей доктора Андрея Ранта, то я попытался сделать небольшие чтения надписей на некоторых монетах, однако обе статьи мне показались слишком большим текстом, который мог бы «съесть» всё отведенное мне пространство, и потому я оставил его публикацию с моими возможными комментариями до лучших времен. Теперь они наступили.
Текст заметок Ранта достаточно интересен и по поводу особенностей чеканки монет, и по поводу их типологии в тех странах Европы, о которых мы по античным и средневековым текстам почти ничего не знаем.
Рис. 32. Карта распространения мест находки и чеканки монет
На рис. 32. приводится карта распространенности мест находки и чеканки монет норикского и савского типов. Она показывает, что наряду с Римом, Арконой и Триестом, существовали центры чеканки и в славянских странах. Меня же в данной работе более всего заинтересовала информация, полученная из анализа надписей на самих монетах - а именно, что в Арконе чеканкой монет занимались в двух храмах. О чеканке в храме Яра я знал по изображению на денарии, а о чеканке в храме Рода узнал только из эпиграфического анализа монет типа «ездец». В связи с этим возникает вопрос, какая из монет имела более высокую стоимость. Полагаю, что тетрадрахма, поскольку храм Рода древнее и, следовательно, его произведения должны быть более дорогостоящими. Однако это следует доказать.
Доказательство я нахожу в Википедии. «Денарий (лат. denarius - состоящий из десяти) - название римской серебряной монеты времён Республики и первых двух веков Империи, одной из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. Денарий был впервые введён в обращение в ходе денежной реформы 268 года до н. э. Его вес был установлен на уровне 4 скрупулов (примерно 4,5 грамма) серебра и в период Республики практически не изменялся. Выпускались также фракции денария - квинарий (2 скрупула) и сестерций (1 скрупул). Стабильность денария постепенно позволила ему получить широкое распространение и стать одной из наиболее авторитетных монет во всём Средиземноморье, что немало способствовало усилению экономического влияния Рима.
Первоначально один денарий соответствовал 10 медным ассам. Около 141 года до н. э. в связи с уменьшением веса асса денарий был приравнен к 16 ассам. Во времена императора Нерона из-за экономических затруднений началось уменьшение веса денария, которое было продолжено и следующими императорами. Пытаясь остановить развал денежного обращения, Каракалла выпустил в обращение более тяжёлый серебряный антониниан, который некоторое время существовал параллельно с денарием и должен был приниматься по принудительному курсу в 2 денария. К середине III века денарий весил около 3 грамм, при Галлиене стал лигатурной монетой со значительной примесью меди, а во времена Аврелиана превратился в бронзовую монету и практически исчез из обращения.
Драхма - древнегреческая единица измерения массы, равная в различных полисах от 4 до 7 граммам, а также серебряная монета того же веса. Драхма - валюта Греции с 1841 до введения евро, равная 100 лептам. Тетрадрахма (др.-греч. τετράδραχμον) - древнегреческая серебряная монета в 4 драхмы. Находилась также в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнялась трём римским денариям. Вес от 15,5 грамм (родосская, или финикийско-родосская монетная система) до 17 грамм (аттическая монетная система). Тетрадрахмы начали чеканить в Афинах около 510 г. до н.э.».
Следовательно, хотя драхма уступала денарию, тетрадрахма была дороже. Что и требовалось доказать. Правда, если денарий был в ходу до Римской республики, то и его название следует выводить не из латинского, а из русского языка. Я подозреваю, что он был старше Рима, однако пока на сегодня у меня доказательств этого нет.
Итак, к тому, что в Арконе чеканились денарии с великолепным изображением корабля, добавились и тетрадрахмы типа «ездец» с профилями античных героев. Так, хотя и медленно, но выявляются не только славянские, но и просто русские места чеканки монет в античности.
Заключение. Заметки многолетней давности, в том числе и неопубликованные, время от времени имеет смысл пересматривать.
Литература
АРЦ: Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода // МИА, № 55. Т1. М., 1956, с. 39, рис. 21-2 и 21-3
ВАГ: Чудинов В.А. Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии. - М.: «Издательство ФАИР», 2010. - 634 с., ил.
КОЛ: Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. - М. «Наука», 1971
КРА: Брюсов А.Я. Краткий отчет о работах северной археологической экспедиции в 1945 году в Чарозерском районе Вологодской области // КСИИМК, вып. 17. М.-Л., 1947, с. 60, рис. 24
РЕА: Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей. М., 1999
РЫБ: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М. «Наука», 1988. - 783 с., ил.
ЛЕЧ: Leciejewski Jan, dr. Runy i runiczne pomniki sіowiaсskie. Lwуw-Warszawa, 1906
РА1: Rant Andrej, dr. Mint technology of the Norican and Pannonian Celts // Numizmatiиni vestnik. Glasilo numizmatiиnega druśtva Slovenii v Ljublani. Leto XXVI, śt. 27-28, s. 701-705.
РА2: Dr. Andrej Rant. Numizmatiиj druśtvo Slovenje, Ilirska 14,1000 Ljubljana, Slovenja
РА3: Rant Аndrej, dr. Zakladna najdba Bevke in Njen Pomen v prouиevanju keltskega novćarstva na ozemlju Slovenije
ЦЕХ: Cehak-Hołubowiczowa Helena (Wrocław). Drewniane maski z grodu-miesta na Ostrowku w Opolu // Archeologia Polska, vol. X, 1965
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.553 секунд