В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 3, 2010

Эпиграфические заметки 2001-2002 года

Автор 05:16. Рубрика Чтения новых текстов


Эпиграфические заметки 2001-2002 года
В.А. Чудинов

Просматривая свои архивы, я обнаружил несколько заметок 2001-2002 годов, подготовленных к печати, однако либо неопубликованных, либо опубликованных в малодоступных журналах. Полагаю, что эти материалы могут представлять интерес и сегодня. Оформление я несколько изменил по части ссылок на литературу. Название заметок я вынес в подзаголовки, к некоторым иллюстрациям добавил современные дешифровки и современные трактовки. Добавил и раздел обсуждения.

Надписи руницей на фигурках ящеров из Новгорода. В Новгороде было найдено несколько деревянных голов ящера на конструкциях домов и ручках ковшей. Нашедший их Б.А. Колчин называет их мордами дракона (КОЛ:35-38, рис. 14, табл. 23-25 и 42), на что возражает Б.А. Рыбаков, говоря: «отсутствие каких бы то ни было намеков на крылья или гребень на хребте не позволяет сопоставлять их с драконами. Впрочем, различие этих двух мифологических категорий (ящеры и драконы) не так велико» (РЫБ: 278, примечание 66).  При этом основная масса ковшей относится к языческому Х веку.

zametki1.jpg
Рис. 1. Голова ящера из Новгорода

Ни один из исследователей не обращал внимания на наличие надписей на этих ящерах. Не обратил поначалу и я, пока не стал разглядывать изображения под лупу. И тут я заметил наличие знаков в области шеи - это место я обвел рамочкой, а потом, при сканировании, увеличил. Хотя знаки получились и не высокого качества, однако опознать их можно. А, следовательно, и прочитать.

zametki2.jpg
Рис. 2. Мое чтение надписи на шее ящера

Полученное изображение я повернул на 90 градусов влево. При этом обозначилось две надписи: верхняя, в виде горизонтальной строки, и нижняя, в виде двух столбцов.  Я читаю надпись: ДЪРЕВАНЪ ДИАВОЛИКЪ, то есть ДЕРЕВЯННЫЙ ДЬЯВОЛЬЧИК. Тем самым, мы столкнулись с более древней версией дьявола, когда он представлялся в виде ящера, а не козла. Сейчас, в 2010 году, я полагаю, что такую надпись сделал христианин, для которого ведические боги были дьяволами без их различения.

Второй ящер. На этом, однако, чтение надписей на изображениях не заканчивается. На другом ящере тоже находится надпись, оформленная как узор над верхней губой дракона. Ее можно прочитать, если развернуть изображение на 90 градусов влево.

zametki3.jpg

Рис. 3. Мое чтение надписи на фигурке другого ящера

Эта короткая надпись гласит: ПЕРУНЪ, то есть ПЕРУН. Из нее следует, что этот бог, Перун, когда-то имел зооморфный облик, и этот облик представлял собой ящера. Сейчас, в 2010 году, однако, я уже знаю, что первоначально вид крокодила (как одной из рептилий) имел бог Род, и лишь позже в виде рептилий стали изображать Перуна. Однако дополнительное чтение надписей показывает, что около слова ПЕРУН, написанное руницей, имеется слово ХРАМ, написанное кириллицей; это меняет дело. Следовательно, данное изображение принадлежит не богу, а храму Перуна. А на современном изображении, чуть ниже вдавленных палочек, читаются слова НОВГОРОД и ЛИК РОДА. Следовательно, перед нами всё-таки не лик Перуна, а лик Рода, но из храма Перуна. Таково добавление и переосмысление при нынешнем чтении.

Третий ящер. Наконец, имеется и третье изображение с надписью. Здесь после соответствующих поворотов надписи я читаю: МАЛАЯ НЕЖИТЬ.

zametki4.jpg
Рис. 4. Мое чтение надписи на третьем ящере

Данные надписи свидетельствуют о том, что даже в Х веке обычные бытовые предметы подписывались, что свидетельствует о высоком уровне грамотности на Руси в те времена. Так заканчивается эта заметка 2001 года; однако теперь я готов ее продолжить. Прежде я не подозревал о существовании мелких или полустертых надписей, ибо не занимался микроэпиграфикой, но теперь я эти надписи вижу и читаю.

zametki5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей на той же ручке

Теперь я сканирую иначе - и крупнее, и с полутонами. Это позволяет увидеть много таких подробностей, которые прежде ускользали от анализа. На срезе носа того же персонажа я читаю слова ХРАМ ЯРА, а за валиком носа - слова ЯРА РУСЬ. Из этого следует, что данная деревянная вещь (а, возможно, и другие), принадлежала не частному дому, а храму Яра, то есть, была частью храмовой утвари. Но в таком случае следует проанализировать и еще один ковш из той же коллекции.

zametki6.jpg

Рис. 6. Моё чтение надписей на ковше

Чтение надписей на ковше. Прежде я его оставил без внимания потому, что при грубом и мелком сканировании на нём не было видно никаких надписей. Теперь надписи мне видны, поскольку, помимо чисто технического улучшения сканирования у меня вырос опыт различения надписей. Теперь я различаю надписи на передней и боковой поверхности ковша. Так, слева над зубами видна светлая надпись; ее лучше читать в обращенном цвете. В результате читается слово ДРАКОН. А чуть ниже и левее уже в прямом цвете можно прочитать слова РОД ЯРА, при этом буква Д слова РОД видна без особого всматривания.

Далее я читаю надписи на боковой поверхности ковша. Если отсчитать 7-ю горизонтальную линию снизу, то на ней находится надпись ЯРА ХРАМА (примерно посередине), а ниже и правее (на пятой линии) можно прочитать слова ЛИК РОДА. Таким образом, не только крокодил, но и дракон являлся зооморфной ипостасью бога Рода. Вероятно, гораздо позже он стал отождествляться с Перуном. Либо Перун был связан с другим классом рептилий.

Следующие слова я читаю на горизонтальных или слабо наклонных линиях сверху. Так, уже на первой и второй линии можно прочитать слово ДРЕВА, ниже - ЯРА ХРАМА, еще ниже - ДРАКОН, затем - МИМА ЯРА, и, наконец, КОВШ РОДА. Эти надписи, возможно, прежде были слегка вдавленными; не исключено, что и прокрашенными. Однако, перефразируя знаменитое выражение Булгакова «Рукописи не горят», можно сказать, что «Надписи не исчезают». Они просто становятся малозаметными.

Так что привлечение к эпиграфическому анализу четвертого предмета, ковша, который при начальном осмотре 9 лет назад выглядел совершенно «немым», теперь «заговорил» и поставил 15 слов, оказавшись самым «разговорчивым». Замечу, что и у меня изменилась цель исследования: если в заметке 05.11.2001 года, которую я про себя озаглавил «Ящер» и которую воспроизвожу здесь, моей целью было показать само наличие надписей, то теперь моя цель иная - обнаружить как можно больше таких надписей.

zametki7.jpg

Рис. 7. Картина Н.К. Рериха  "Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне". 1901

Сходство ковша с кораблём. Изображенный на рис. 6 ковш весьма напоминает корабль, где ручка может отождествляться с бугшпритом, сам ковш - с телом корабля, а нижняя ручка, видимая под ковшом - с большим килем. Нам известна картина Н.К. Рериха «Заморские гости», находящаяся в Государственной Третьяковской галерее, и изображающая корабли викингов, то есть, скандинавов. У самих скандинавов такой корабль назывался «драккар». Википедия пишет об этом следующее: «Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль», буквально - «корабль-дракон») - деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко загнутыми носом и кормой». Изображение дракона обычно помещалось на носу, тогда как на корме вертикальное дерево завершалось спиралью, рис. 8.

zametki8.jpg

Рис. 8. Скандинавский драккар (из Википедии)

Слово «драккар», как мы видим, является сложносокращенным. В русском языке такие слова имеют широкое употребление. Например, словосочетание «специальный корреспондент» мы сокращаем до слова «спецкор». Если бы нам пришлось сократить словосочетание «драконовый корабль», мы бы получили слово «драккор». Однако слово «корабль» мы произносим с «аканьем», редуцированно, так что сложносокращенное слово звучало бы скорее именно «драккар». Поэтому не исключено, что когда германцы стали преобразовывать исходно русское население Скандии в германцев Скандинавии, они просто заимствовали это слово, равно как и привычку помещать на переднюю вертикальную часть судна изображение дракона. Как видим, новгородский ковш, который совершенно не является скандинавским заимствованием, не только имеет ручку в виде дракона, но и подпись ДРАКОН, причем это - не прихоть резчика по дереву, а ЛИК РОДА, да еще в таком сугубо культовом месте как ХРАМ ЯРА. Иными словами, мы тут имеем дело не с частной утварью, а с артефактом, сделанным с соблюдением древних традиций.

zametki9.jpg

Рис. 9. Денарий из Арконы

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.434sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.588 секунд