В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 26, 2014

Кто считал Землю плоской

Автор 10:12. Рубрика Исторические комментарии

Святой Фотий - защитник шарообразности Земли «Идея о том, что «попы всеми правдами и неправдами насаждали теорию плоской земли» надолго вошла в сознание атеистов. В XX веке в атеистической литературе многократно обыгрывался миф согласно которому, теория плоской Земли была общепринятой вплоть до эпохи Великих географических открытий. При этом Православная Церковь, как и вся созданная ей Византийская цивилизация, представлялась носителем и хранителем идеи плоской Земли.

В качестве образца примитивных византийских представлений обычно приводилась «Христианская топография» Козьмы Индикоплова (сер. 6 в.), где последовательно отвергалась шарообразность Земли. Причем, сочинение Козьмы преподносилось как воплощение христианской ортодоксии, а сам Козьма представлялся типичным носителем православного миропонимания.

К сожалению, авторов атеистического мифотворчества совсем не тревожили ни религиозные воззрения Козьмы, ни его место в церковной иерархии. Между тем, Козьма был несторианином, и в своем труде распространял несторианские взгляды. По профессии он был купцом и прославился путешествиями, среди которых, возможно, основным было путешествием в Индию (Kosmas Indikopleustes, греч. мореплаватель в Индию). Пастырем Православной церкви он не был, известно лишь, что под конец жизни принял монашество. Как сторонник несторианства (напомним, что с точки зрения Православия, несторианство - это ересь) он не мог выражать взгляды Православия.

Как отмечала известный историк-византолог Н. Пигулевская, основной темой «Христианской топографии» Козьмы является определение строения вселенной, которое он излагал в соответствии со взглядами, получившими широкое распространение у несториан» (Н. Пигулевская. Византия на путях в Индию). Козьма развивал взгляды на строение вселенной несторианина мар Абы, который категорически отвергал идею шарообразности как «языческую», и, в свою очередь, опирался на учение «вселенского экзегета» несториан - Феодора Мопсуестского. Для последнего Вселенная представляла собою половину цилиндра, длина которого вдвое больше ширины.

Какого же мнения на подобные взгляды придерживалось православное священноначалие? До нас дошла точка зрения прославленного православного святого, известного богослова и ученого-энциклопедиста своего времени - патриарха Фотия Константинопольского. В отличие от Козьмы, святитель Фотий принадлежал к православному священноначалию, причем в его высшем патриаршем чине. Будучи православным епископом, именно он и должен быть представлен как выразитель православного миропонимания, а отнюдь не несторианский путешественник. Напомним, что все свое патриаршество Фотий последовательно защищал Православие (он обвинил Запад в ереси из-за filioque), а после смерти его могила прославилась чудесами.

В своем сочинении «Миробиблион» («Библиотека»), где были даны характеристики творчества 280 античных и ранневизантийских авторов вместе с обширными выдержками из их произведений, святитель считает позицию Козьмы неприемлемой. Не упоминая имени автора, он рассматривает теорию строения Вселенной «Христианской топографии» как ложную, полагая, что отрицание шарообразности Земли выглядит нелепо (См.: Photius, Myriobiblon, ed. D. Hoeschelius. Rothomagi, 1653, col. 24).

Как пишет Н. Пигулевская, «Образованный человек своего времени, Фотий не мог согласиться с тем, „что ни небо, ни земля не сферичны" (ότι ό ουρανος ουκ έστι σφαιρικος ουδε η γη) и что они являются плоскостями, противолежащими друг другу. К этому Фотий пренебрежительно добавляет: „высказывает он и всякие другие странности" (λέγει δέ και άλλά τινα αλλόκοτα), т. е. необычные, неприемлемые взгляды».

Таким образом, атеистический миф о «попах, защищающих плоскую Землю» более чем неубедителен. Напротив, в лице св. Фотия православный епископ-энциклопедист критикует представления о плоской Земле и берет под защиту ее шарообразность, стоя на высоте доступного его эпохе знания. Не православный мирянин или священник, а сам Константинопольский Патриарх защищает представления, которые в дальнейшем будут подтверждены точными научными данными» [3].

А что такое несторианство? - Википедия пишет: «Несторианство - диофизитское христологическое учение, традиционно ошибочно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428-431), учение которого было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственными христианскими церквами, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сот лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию. Независимая богословская экспертиза христологии этой конфессии, проведенная фондом Pro Oriente c участием ведущих богословов и Константинопольского патриархата, и Ватикана, показала, что она полностью соответствует Халкидонскому символу веры и поэтому не имеет отношения к ереси Нестория. С 1997 года Ассирийская церковь Востока изъяла из литургии анафематизмы миафизитских церквей и призвала их сделать то же самое в отношении её и других диофизитских церквей».

Получается, что несторианства не имеет никакого отношения к Несторию. Но если следовать в том же ключе, то и сочинения Козьмы не имеют отношения к несторианству, ибо, как мы убедились, в миниатюрах передают точку зрения последователей Руси Яра и храма Рюрика, то есть, позицию русского ведизма.

Обсуждение. Основным выводом из данной статьи, которую я хотел написать с точки зрения понимания истории развития географических знаний, является вывод о том, что ведические взгляды на строение Земли и Вселенной существовали после кончины Рюрика еще в течение 3-4 столетий. Но, разумеется, уже не открыто, а в завуалированной форме. Ибо открыто критиковать христианство в то время было опасно.

Деятель Москвы Яра (Ватикана) и 35-й Арконы Яра (Рюрикова Городища и Великого Новгорода) святой Козьма (1160-1234), не имея возможности (слишком опасно) критиковать католическое христианство Рима, стал критиковать периферийное христианство с позиций русского ведизма. Эта критика показывала, что христиане переходят от представлений о шарообразной Земле к представлениям о Земле плоской, и даже (а этой уже не просто ирония, но подлинный сарказм), к Земле в виде чемодана!

Вот как кратко излагает его взгляды одна заметка (http://м31.рф/kozma.html): «Козьма, названный после своего путешествия в Индию и Эфиопию, Индикоплевстом в 535 году написал манускрипт «Христианская топография вселенной, основанная на свидетельстве Священного Писания и в которой не дозволяется христианам сомневаться». Самые знаменитые из христианских учёных - Лактанций, Блаженный Августин, святой Иоанн Златоуст - находили, что система Птолемея противоречит некоторым местам из Библии - тем, которые относятся к нешаровидности Земли, отсутствию антиподов и другим. Козьма написал своё сочинение с целью опровергнуть мнение тех, кто придавал Земле круглую форму. Он привёл в систему космографические представления Отцов церкви и задался целью объяснить все небесные явления согласно со Священным Писанием.

В первой книге Козьма Индикоплевст отвергает мнение о шарообразности Земли и считает его еретическим. Во второй книге он излагает свою собственную систему. Книги с пятой по девятую посвящены учению о движении светил. Согласно учению Козьмы обитаемая Земля имеет плоскую поверхность. По форме Земля - параллелограмм, у которого две стороны вдвое больше двух других сторон. Этот параллелограмм окружён Океаном, который создал четыре залива - моря Средиземное и Каспийское и заливы Аравийский и Персидский. За Океаном существует, во всех направлениях, другой континент, куда люди не могут проникнуть, но на одной части которого они жили до потопа. Земной рай у Козьмы помещается на востоке, как и четыре реки, орошающие Эдем. Реки эти через подземные каналы низвергаются в послепотопную Землю. С четырёх внешних сторон Земли возвышаются отвесные стены, которые, опоясывая её, соединяются и образуют свод. Небо составляет купол этого здания. Таким образом, Вселенная по Козьме имеет форму чемодана, разделённого на две части.

Первая часть - местопребывание людей - простирается от Земли до небесной тверди, над которой светила совершают свои круговращения; там пребывают ангелы, которые никогда не поднимаются выше. Вторая часть простирается от тверди до верхнего свода, который венчает и заканчивает мир. На тверди находятся воды небес, за которыми находится царство небесное. Козьма допускает, что не только Солнце и Луна, но и все светила руководствуются высшими духовными силами, ангелами, которых он сравнивает со «светоносцами». Таким образом, выходит, что движение этих светил совершается под влиянием разумной причины, которая каждому из них присуща. Таким же образом ангелы приготовляют дождь, скопляют облака и управляют ветрами, росою, снегом, жаром, холодом и другими метеорологическими явлениями.

В доказательство справедливости своей системы Козьма приводит мнение Отцов церкви и толкователей Библии, что Земля имеет форму скинии, воздвигнутой Моисеем в пустыне. Он напоминает, что скиния имела форму большого ящика, более длинного, чем широкого, и из этого выводит, что такова должна быть форма вселенной и что Земля, по его мнению, представляется столом, длина которого вдвое больше ширины.
Последовательность дней и ночей и изменения времён года Козьма объясняет таким образом: «Земля или этот удлинённый стол, окружённый высокими стенами, как бы разделён на три части: I-я представляет обитаемую землю, которая занимает середину; II-я - океан, который окружает эту землю со всех сторон; III-я - другую твёрдую землю, окружающую океан и заканчивающуюся высокими стенами, на которую опирается твердь.

Обитаемая земля идёт, всё поднимаясь, от юга к северу, так что южные страны гораздо ниже стран северных. Это потому, что Тигр и Евфрат, текущие с севера на юг, имеют течение быстрее, чем Нил, направляющийся в противоположную сторону. На самом севере существует большая коническая гора, за которую скрываются Солнце, Луна, планеты, кометы; эти светила никогда не спускаются под Землю; они только обращаются около этой большой горы, которая скрывает их от нашего взора на более или менее продолжительное время. Смотря по тому, приближается ли Солнце к северу, или удаляется от него, и, следственно опускается оно на Небе или подымается, оно исчезает за горою в различных точках, более или менее удалённых от её основания, и потому больше или меньше времени бывает скрыто от наших взоров: отсюда происходит неравенство дней и ночей, последовательность времён года, затмения и все явления, происходящие на Небе». «Со всех сторон против Церкви направлены нападки; некоторые люди, прикрывающиеся именем христиан, утверждают, не взирая на Священное Писание и заодно с языческими философами, что Небо имеет сферическую форму; без сомнения, эти люди введены в заблуждение затмениями Солнца и Луны».

В самом греческом тексте Козьма якобы разделяет христианские взгляды, однако в его миниатюрах он прославляет Рюрика и его русское географическое учение, делая подписи на русском языке. Иначе говоря, он стоит не на позициях атеизма, которые ему пытаются приписать христиане (например, Павел Знаменский), а на позициях русского ведизма, казалось бы, совершенно утраченного на рубеже XII и XIII веков.

Получается, что вплоть до эпохи Возрождения русский ведизм сосуществовал в Риме с христианством и даже критиковал его в тех пределах, в которых это было допустимо, то есть, в виде нападок на примитивно-христианские взгляды периферийных восточных церквей. А между тем, статьи «Двоеверие» в Википедии нет, ее подменяет статья «Народное христианство», в которой мы читаем: «Переход от языческой религии к христианству происходил постепенно. Везде, где утверждалась новая христианская вера, она вступала в сложное взаимодействие с языческими верованиями. Часто люди, принявшие крещение, продолжали верить в существование прежних богов и духов и даже поклоняться им. В рамках русской крестьянской традиции религиозные представления проявлялись в переносе народных представлений о языческих божествах на некоторых христианских святых (например, Перун - Илья-пророк, Велес/Волос - святой Власий или Николай Чудотворец). Также оно проявлялось в сохранении дохристианской народной обрядности в православных праздниках (Иван Купала, Масленица)».

Получается, что двоеверие - чисто русская традиция. Недаром редактор Википедии написал: «Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Эта статья должна быть полностью переписана».

Впрочем, анонимный автор статьи оговаривается: «В древнерусских поучениях против язычества это, распространённое по всему миру явление, названо двоеверием. Пережитки язычества у восточных славян сохранялись даже в Новое время, живы они и по сей день прежде всего, как вера в природных и домовых «хозяев».

Народная религиозность, с одной стороны, противостояла официальному христианству, а с другой - постоянно питала ортодоксальную идеологию, порождая необ­ходимость ее корректировки. Так, например, культ девы Марии первоначально был присущ народной религиозности и лишь к XII веку был поддержан и развит церковью. Народные требования «святой бедности» и социальной справедливости привели к тому, что к XII веку акцент почитания сме­щается с культа грозного бога-отца, управителя мира, на культ страждущего Христа-искупителя.

Народная религиоз­ность в её наиболее радикальных формах приводила к ересям, осуждаемым Церковью». - Кстати, к ересям приводила и наиболее радикальная форма христианства, как мы видели на примере сочинения Козьмы.

И далее мы видим попытку сниженного понимания двоеверия: «Бытовое российское православие - своеобразная, созданная крестьянством, редакция христианской религии, порицаемая Церковью. Христианская религия в том виде, какой утверждался духовенством, не смогла проникнуть в самые глубины жизни русской деревни, и приняв формы аграрно-бытовых верований, явилась источником и почвой возникновения суеверных представлений, магических действий, своеобразных истолкований реального мира». - Но Козьма показывает, что примитивные географические взгляды были порождены не крестьянами, а богословами восточных церквей. Так что данное принижение социального статуса носителей ересей не выдерживает критики.

И автор статьи в Википедии заканчивает так: «Наиболее убедительной представляется точка зрения учёных, которые считают, что современные народные религиозные представления должны осознаваться не как «двоеверие», «наслаивание и параллельное существование старого и нового», бессистемное образование, состоящее из собственно языческого культурного слоя и поздних церковных напластований, а как «народное единоверие», целостное мировоззрение, не распадающееся на автономные части (язычество и христианство), а образующее единую, хотя и подвижную, а в некоторых случаях и несколько противоречивую систему».

На мой взгляд, мы имеем дело с идеологическим компромиссом, вызванным насаждением христианской идеологии византийского толка в России период 1630-1635 гг. и католицизма в Западной Европе (конец XII-конец XIII вв. н.э.) в странах русского ведизма.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.27MB | MySQL:11 | 0.484sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.677 секунд