В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 26, 2014

Кто считал Землю плоской

Автор 10:12. Рубрика Исторические комментарии

Кто считал Землю плоской

Чудинов В.А.
Как представляли себе Землю наши предки - сферической или плоской? Начитавшись книг типа «Старик Хоттабыч», читатель может ответить без колебаний - конечно плоской! - Неужели и во времена Рюрика в Арконе? - А почему бы и нет?

Попробуем разобраться в этом вопросе.

zemlya1.jpg

Рис. 1. Гравюра Фламмариона 1888 года

Плоская Земля. Гравюра Фламмариона. До сих пор существует представление, будто бы наши предки представляли Землю плоской. Википедия пишет по этому поводу: «Пло́ская Земля́ - устаревшая концепция, по которой Земля представляет собой плоский диск. Концепция плоской Земли присутствовала в космогонической мифологии некоторых народов древности, в частности, в раннем индуизме, буддизме и скандинавской мифологии. В результате развития астрономии и географии в Древней Греции была оставлена учёными. Однако в раннем Средневековье получила развитие в трудах представителей антиохийской богословской традиции и следовавшего им Козьмы Индикоплевста. Распространение древнегреческих астрономических и географических знаний в Западной Европе в позднем Средневековье привело к тому, что представление о шарообразости Земли не ставилось под сомнение образованными людьми и не встречало противодействия со стороны религиозных авторитетов. Таким образом, появившееся в XIX веке утверждение о том, что до великих географических открытий люди считали Землю плоской, не имеет серьёзных оснований. Однако на Руси концепция плоской Земли рассматривалась наравне с геоцентрической картиной мира вплоть до XVII века».

Здесь хитро обходится вопрос о том, что представления о плоской Земле были связаны с одной из ранних христианских школ. О ней Википедия пишет так: «Антиохийская школа - ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего расцвета достигла в IV веке. Антиохийская школа в противовес Александрийской школе настаивала на буквальном толковании Библии, мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания. В то время как александрийцы разрабатывали синтез христианства с учением Платона, антиохийцы следовали Аристотелю. Они не только не отвергали научного знания, но и (по свидетельству Епифания) «с утра до вечера сидели над занятиями, стараясь излагать представление о Боге при помощи геометрических фигур».

Понятно, что хронологические рамки тут не соответствуют действительности (их следует сдвинуть примерно на тысячу лет ближе к нам), но я обращаю внимание на другое: на желание понять христианскую Библию буквально. И если в древности Земля понималась как шар (сфера), то именно раннее христианство Европы, увлеченное изучением научного знания, пришло к этому неверному представлению. Что закономерно, поскольку патристика на греческом языке пыталась противостоять более ранним знаниям на русском языке, что я и попытаюсь показать в данной статье.

Википедия пишет по этому поводу: «Гравюра Фламмариона» (фр. Gravure sur bois de Flammarion) - анонимная гравюра, одно время считавшаяся ксилографией, получившая название по своей первой известной публикации в книге французского астронома XIX века Камиля Фламмариона «Атмосфера: Популярная Метеорология», вышедшей в 1888 году.

На ней изображён человек, одетый в средневековую одежду пилигрима с посохом в руке. Сквозь занавес небесного свода он рассматривает внутреннее устройство вселенной. Один из элементов этой небесной механики очень напоминает традиционные графические отображения «Божьей колесницы» (Меркавы) из видений пророка Иезекииля, в виде «колеса в колесе». Подпись гласит: «Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли». Текст, который эта иллюстрация сопровождает, звучит так: «что же такое тогда это голубое небо, которое безусловно существует и которое закрывает от нас звезды в течение дня?»

Произведение часто описывается зрителем и воспринимается как средневековое благодаря ее архаичному стилю и изображению Земли плоской, а не круглой.

В 1957 году астроном Эрнст Циннер объявил, что изображение является работой художника немецкого круга, относящейся к середине XVI века, но он не смог найти ее публикаций ранее 1906 года. Дальнейшие исследования показали, что в ней сочетаются элементы стилей различных исторических периодов, а также, что она была выполнена с помощью грабштихеля, - гравировального инструмента, появившегося в конце XVIII века. Затем гравюра была идентифицирована, как впервые появившаяся в книге Фламмариона (независимо астрофизиком и историком науки Артуром Биром и куратором редких книг цюрихской библиотеки Бруно Вебером).

Согласно исследованиям Вебера и астронома Джозефа Эшбрука, изображение небесной сферы, отделяющей твердь от другой реальности, имеет сходство с иллюстрацией в «Космографии» Себастьяна Мюнстера 1544 года, книги, которую Фламмарион, как библиофил и коллекционер, вероятно, мог иметь. Идея о пилигриме, разыскивающем место, где встречаются земля и небо, могла быть инспирирована историей св. Макария Римского, которую Фламмарион в деталях цитирует в своей книге «Les mondes imaginaires et les mondes réels («Воображаемые и реальные миры» - В.Ч.)».

Кроме того, известно, что Фламмарион в двенадцатилетнем возрасте проходил выучку у парижского мастера гравюры, и известно, что многие иллюстрации к его книгам были сделаны по его собственным рисункам и, возможно, даже под его непосредственным наблюдением. Поэтому очень вероятно, что автором этой иллюстрации является сам Фламмарион, хотя это не доказано окончательно».

С моей точки зрения, Фламмарион просто пошутил, полагая что в средние века или, тем более, в эпоху Возрождения кто-то считал Землю плоской. Тем более, что за дыркой полотна небосвода видны какие-то зубчатые колёса, тогда как механика расцветает в основном в XVIII веке, но не ранее.

А вообще-то, эту гравюру я хорошо помню по своим детским впечатлениям. Дело в том, что я учился в детской музыкальной школе, расположенной во дворе Московского планетария, и потому многократно посещал как астрономическую площадку, так и сам планетарий. Еще тогда, более полувека назад, брошюра мне казалась смешной изобразительной шуткой. Но если шуткой была закулисная механика неба с колёсами или прорванная головой небесная твердь, которая расползлась, как ветхая ткань, то такой же шуткой была, следовательно, и плоская Земля. Ибо хорошо известно, что на тронных портретах королей у них в правой руке был скипетр (посох), а в левой - держава (глобус).

zemlya2.jpg

Рис. 2. Гравюра, раскрашенная в 1998 г. Хуго Хайкенвельдером

Первая миниатюра Козьмы. А вот интересное продолжение из Википедии: «Основываясь на буквальном прочтении Библии и примитивном «здравом смысле», с представлением о шарообразности Земли боролся знаменитый латинский богослов Лактанций. Буквальное прочтение Библии, согласно которому Земля является плоской, отстаивали и богословы Антиохийской школы, в том числе Севериан Габальский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский, Феодор Мопсуестийский, Ефрем Сирин. Основываясь на сочинениях антиохийских отцов Церкви, путешественник и купец Козьма Индикоплевст в сочинении «Христианская топография» представил целую космографию, основанную на представлении о плоской Земле»: «Некоторые люди, прикрывающиеся именем христиан, утверждают, заодно с языческими философами, что Небо имеет сферическую форму. Без сомнения, эти люди введены в заблуждение затмениями Солнца и Луны...».

Итак, Козьма написал открытым текстом: сферическое небо принадлежит дохристианской картине мира, тогда как христианская точка зрения - плоская Земля. Возникает вопрос: был ли он подлинным христианином, или, напротив, это был тонкий способ показать невежество христиан в астрономии и картографии? - Мне представляется более справедливым второй ответ. Впрочем, вместо построения догадок, я хотел бы перейти к обычному для меня эпиграфическому анализу его изображений.

Итак, «В его представлении, Земля являлась плоским четырёхугольником, накрытым сверху куполом, сверху от которого располагаются Небеса» (Википедия).

zemlya3.jpg

Рис. 3. Вселенная в виде скинии и моё чтение надписей

Судя по остаткам букв текста, сам текст написан по-гречески. А рисунок, когда я постарался в него вглядеться, оказался внутри него подписанным по-русски.

Сначала я стараюсь прочитать то, что вписано в круглую рамочку с портретом, помещенным в ней вниз головой, увеличив этот портрет вдвое. К моему удивлению я читаю слева от портрета слова ЯР РЮРИК, а далее я читаю датировку: 303-313 ГОД ЯРА, что при пересчёте в привычное для нас летоисчисление образует дату 1159-1169 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что речь идёт о второй половине XII века н.э.

А на нижней части этого портрета я читаю слова МАСКИ МАКОЖИ, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ, в данном случае, Земли. Иначе говоря, под эгидой Рюрика (в тому времени умершего почти три века назад) изготавливались карты мира, что и было подчёркнуто на одном из изображений Козьмы.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.29MB | MySQL:11 | 0.211sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.375 секунд