В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 18, 2011

Неявные надписи на римских монетах. Буквы Б и В

Автор 13:39. Рубрика Исторические комментарии

Венок. «Венок (лат.Corona) (англ. Laureate), знак почитания, изготовленный из листьев и цветов, в древности предназначался первоначально только богам. Позже, как обруч-диадему, венок носили жрецы и участники празднеств, им украшали жертвенных животных, предметы культа и алтари. Венок служил наградой победителю в спортивных состязаниях и за ратные подвиги. Таких венков было несколько, самым почетным был лавровый венок триумфатора. За спасение римского гражданина давался дубовый венок «Corona civica», изображенный на приведенном денарии Августа, о чем свидетельствует надпись "OB CIVIS SERVATOS". Первому, взошедшему на неприятельскую стену - «Corona muralis» (смотри «Стенной венец»). Первому воину, взошедшему на вал неприятельского укрепления - «Corona vallaris». А первому моряку, ворвавшемуся на неприятельский корабль, вручали венок «Corona vanallis» (смотри «Корабельный венок»). Венок «Corona civica» получил, будучи молодым воином, Цезарь. Кстати, Божественный Юлий, которого очень раздражала собственная лысина, с огромным удовольствием впоследствии воспользовался предоставленным ему правом носить такой лавровый венок постоянно. Почти все боги и императоры на античных монетах изображены увенчанными лавровым венком. Со времени Августа венок увит лентами. На других монетах императоры изображены в лучевой короне, которой с 4 века пришла на смену диадема, как знак верховной власти».

Увы, изображение также не очень чёткое из-за некачественной монеты (надеюсь, Сер-Серж найдёт мне лучшие образцы!) К тому же в некоторых местах имеются потёртости. Справа на ободке монеты можно прочитать слова МАСКА ЯРА ХРАМА, которые я читаю в обращённом цвете. На самой причёске над выделенном фрагментом я читаю слово МИМ, а на затылке - ЯРА. Средняя вертикальная впадина между локонами имеет надпись ЛИК, а правый локон чёлки содержит написанные в столбик буквы слова ЯРА. Фрагмент, обведенный рамочкой, содержит дату: i 859 Я. Я опять пока не буду ее комментировать. А фрагмент на реверсе содержит надпись ЯРА МИР.

rim10.jpg

Рис. 10. Моё чтение надписей на Викториате

Викториат.  «Викториат (название происходит от изображения богини Виктории на реверсе)-серебряная монета Древнего Рима; чеканка ее началась в 269 г. до н. э. (вес 3,41 г). Викториат был предназначен для обращения не в самом Риме, а в пограничных и завоеванных областях. К концу III в. до н. э. на него ориентировались (в отношении веса) монеты городов Иллирии, а позднее - и других областей Северной Греции. Викториаты перестали чеканить после того, как римский денарий прочно закрепился на иноземных рынках».

Монета выглядит на аверсе достаточно стандартной, поэтому, как я полагаю, и надписи на ней должны быть примерно такими же, как и на прочих. Прежде всего, на глазах и под нижней губой читается стандартная надпись ЯРА МИМ. Так поясняется персонаж, изображенный в профиль с разворотом вправо. На фрагменте, выделенном белой рамочкой наверху монеты, можно прочитать слова: РИМ, МИР ЯРА, что означает политическое вхождение Рима в систему мира Яра. Ниже на фрагментах, также выделенных белым, читаются слова МИР и РИМ, два названия вечного города. Слева в белой и черной рамках можно прочитать слова ЯРА ХРАМ. Они попадаются на ряде монет, и как я предполагаю, означают место чеканки монет (по аналогии с храмом Яра в Арконе, где также чеканились денарии). Наконец, на двух нижних фрагментах, выделенных белой рамочкой, можно снова прочитать слова МИР и РИМ - дублирующие названия вечного города по-русски. Таковы надписи на аверсе, хотя и не все.

На реверсе я, прежде всего, читаю надпись под буквой М слова ROMA. Там написано слово РИМ - русское название Ромы. Опять получается, что латинское название города дублировалось по-русски. На спине у Виктории на двух фрагментах можно прочитать слова ЯРА РУСЬ. А перед Викторией, также на двух фрагментах, выделенных белым, читается надпись ЯРА МИР. И это - также не все русские надписи на реверсе.

Обсуждение. Я специально решил сыграть в поддавки с Сер-Сержем для того, чтобы показать, что все его мелочные придирки вздорны, и что русские надписи не исчезают, если мы переходим от гравированного изображения к цветному, или от фотографий с несколько помятым рельефом монет к фотографиям монет отличной сохранности. И он совершенно правильно понял, что это - моё контрнаступление. Что показывает, что он не лишен некоторой проницательности, и что все его камлания вокруг русских надписей, выявленных мною - не более чем игра, которую от него требуют руководители ЖЖ чудинологии. Он уже давно понял, что русские надписи имеются и на древнегреческих, и на этрусских, и на римских монетах (бог же не обидел его ни зрением, ни умом!), однако против меня его вынуждают выступать два обстоятельства. Первое, наиболее значимое в его глазах - это академическая традиция, которая давным-давно отвела русской культуре подчинённое место по сравнению с культурой западной, и потому от любых ее неразрешенных наукой проявлений следует открещиваться. Второе - это требования ЖЖ, который был специально организован для дискредитации любых работ В.А. Чудинова.

Возможно, Сер-Серж не понял, что эти две позиции несовместимы. Академическая наука никогда не пользуется бранными выражениями даже в пародиях, и если Сер-Серж когда-нибудь начнёт писать под своим полным именем, скажем, какого-нибудь С.Н. Сержантова, то он будет писать хотя и без бранных слов, но вполне узнаваемо, как это было написано от имени Яковлева или Яровой. И тогда ему будет очень неловко, если в тех же журналах, где публикуется он, будет опубликована моя разоблачительная статья о его шалостях в ЖЖ чудинологии. Как говорится, береги платье снову, а честь - смолоду.

На этрусских надписях он уже признал мою правоту, когда написал слово СМОЛЕНСК с чуть изменёнными буквами, но отказался его прочитать, поскольку, на его взгляд, оно было написано не там, где ему бы хотелось. Могу заметить, что ЖЖ чудинологии сначала вышучивал частую повторяемость словосочетание МИМ ЯРА, ибо, действительно, широкой публике оно незнакомо. Но ведь и для атеистов и представителей нехристианских религий столь же странно слышать христианскую скороговорку ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ! Позже тема МИМА ЯРА бокрятам приелась, и тут основным моим критиком стал Сер-Серж, который придумал термин «псевдоинскрипция», то есть, «псевдонадпись», надпись, которой объективно не существует. Я называю подобные надписи «неявными». Что означает, «надпись не существует»?  Не существует объективно, или не существует субъективно, то есть, для Сер-Сержа и ЖЖ чудинологии?

То, что надпись существует объективно, доказать несложно - достаточно ее выявить, то есть, устранить фон, а затем подписать современными буквами. Это я и показываю. Но в качестве сетевого хулигана Сер-Серж должен не только сопротивляться, но и выискивать любые поводы для отторжения. Это, так сказать, условия игры. Он придумал несколько тактик. Тактика первая - показать, что я взял не тот источник. И что плохая прорись или плохой образец монеты (смятые рельеф, стёртые детали) могут привести к искажению реального чтения. Отчасти он прав - иногда так бывает. И я с удовольствием в данном случае иду ему навстречу, что для него явилось полной неожиданностью, ибо он пытается представить меня (не только читателям, но и себе) неким мошенником. Такова была психологическая установка его работодателей. Так вот, моя установка иная - если надпись читается даже на плохом источнике, то она тем более будет читаться и на хорошем. Этого он в силу своей неопытности не ожидал. Поэтому получилось так, что желая меня посадить в лужу и предлагая лучшие источники, он просто работал на меня. А вот это - совершенно не входило ни в его планы, ни в планы ЖЖ.

Вторая тактика - показать, что я недостаточно глубоко копаю, и что если я читаю надписи на первой попавшейся монете, то я демонстрирую «потрясающее научное невежество». - Таких страшилок я не боюсь. Любой учёный, даже академик, всегда имеет ряд областей науки, в которых он является новичком. Тем более что в античной нумизматике я действительно новичок. Так я этого и не скрываю. И когда Сер-Серж демонстрирует свой павлиний хвост знаний в этой области, он опять-таки работает на меня, сообщая мне нужные мне сведения. С его помощью, если она будет, или без его помощи, если ее не будет, я постепенно освою и эту область. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Однако тут имеется и мало замеченная Сер-Сержем опасность, некий подвох. Если новичок без соответствующей подготовки демонстрирует то, чего не смогли заметить признанные учёные в течение нескольких веков, то их наука, вероятно, не точная, а в чём-то и неверная. Что, несомненно, наносит удар по ее авторитету. Вместо анализа причин такого состояния, Сер-Серж избрал неверный ход возвеличивания одного из исследователей античной Ольвии, Ю.Г. Вернадского. Возможно, этот историк сделал большой вклад в понимание экономики и политики этого античного города на территории Крыма, однако как эпиграфист он в статье Википедии не показан никак. Поэтому противопоставление его творчества моим результатам в данном случае оказалось явно не в пользу Сер-Сержа. Так что демонстрации авторитета оказалась неудачной, что, скорее, подмочило репутацию античной нумизматики.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.187sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.351 секунд