В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Сентябрь 7, 2008

Крики животных, человеческая речь, русский язык

Автор 12:46. Рубрика Исследования по русскому языку

Консонантизм. Как правило, первый звук у животных является согласным. Применив ту же методику подсчета, что и выше, получаем такие результаты. У соловья на первом месте стоит звук Ч - 18 раз (один раз в форме ЧВ), затем ТЬЙ - 17 раз, КВ - 13 раз, Ц - 12 раз, З - 6 раз, П - 3 раза, Р - 2 раза, С, Д, К, Н - 1 раз. У ворон наиболее частотным является сочетание КР - 18 раз, затем идёт ГР - 8 раз. Других начальных звуков у них нет. Зато в качестве промежуточных у них возможны звуки Н - 11 раз. В качестве конечных С  - 7 раз, Н - 2 раза. Из этого мы видим, что птицы в качестве первого звука предпочитают дифтонги: приятные (КВ, ЧВ, ТЬЙ), или неприятные (КР, ГР), или аффрикаты Ч, Ц, тогда как для конца более характерны Н и С. Что касается приматов, то в качестве начальных звуков они используют КВ в виде КУ, КЙ или К, используется также Г или ГХ. Для середины слова обезьяны используют звук Р, причем раскатисто, Р-Р-Р, для конца - К, Х. Особо следует отметить, что у приматов появляется звук Й.

Из этого следует, что в начале и конце фразы животные могут произносить глухие варианты звуков, тогда как в середине - преимущественно звонкие. Или иначе: Для середины слова (фразы) наиболее естественны звонкие звуки, тогда как для начала и конца - глухие.

Особо хотелось бы остановиться на звуке, образованном колебанием различных частей артикуляционного аппарата, который мы обычно обозначаем как Р. Дело в том, что таким вибрирующим предметом могут быть губы, как это бывает при фыркании у лошадей или у русских ямщиков, которые произносят звук, который мы очень приблизительно записываем как  ТПРУ. Затем бывает русский вибрант Р, когда колеблется кончик основного языка, а также французский вибрант Р, когда колеблется задний язычок. Вовсе не являются вибрантами английский звук Р, который является просто сужением ротовой полости между языком и верхними зубами, и немецкий звук Р, являющий таким же сужением между задней спинкой языка и нёбом; это - гласные звуки

Некоторые выводы. Уже из этого, очень беглого рассмотрения следует, что для птиц характерно полное раскрытие ротовой полости (звуки Э/А/О/У), хотя возможно и половинное (звуки Ы), тогда как у приматов появляется неполное раскрытие рта в качестве более продуктивного вокализма, связанного со звуками Е и И. Появляется и консонант Й в чистом виде, который у птиц связан с другим согласным (ТЬЙ, ЧЬЙ). Из этого можно сделать вывод принципиальной значимости, что переход от пения (и, следовательно, максимального раскрытия ротовой полости) к речи (гораздо меньшему раскрыву) связан с уменьшением акустического прохода во рту. Люди стали говорить как бы ленивее, меньше раскрывая рот и производя меньше акустических усилий. И, разумеется, менее громко. Так что на этом моменте пути развития музыки и речи разошлись:  пение всё более переходило на употребление гласных звуков полного раскрытия, тогда как речь - на гласные малого раскрытия и употребление согласных.

Речь младенца. Я процитирую несколько строк логопеда Светланы Александровны Гусаровой: «На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях. Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности. На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения"ему своих желаний. После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке). После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: -жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов» (ГУС).  

Здесь я отмечу неточности в транскрипции речи младенца. Младенец говорит вовсе не дя-дя, он говорит Д'Λ- Д'Λ, где Λ - редуцированный звук, звук неполного образования, то есть, как раз тот самый звук А, который произносится при почти закрытом ротовом раструбе. А из этого вытекает важнейший постулат: в вокализме младенца преобладает звук неполного образования (редуцированный), тогда как в консонантизме - палатальный звук.

Смысл рассмотрения ранних ступеней развития речи. Сделав краткий анализ развития речи в филогенезе (речь животных) и онтогенезе (речь ребенка), можно понять, какие из современных индоевропейских языков находятся ближе к исходным языкам, а какие - дальше. Но, что еще важнее, можно понять, какое фонетическое развитие можно считать прогрессивным, а какое - регрессивным.

Под прогрессивным фонетическим развитием я понимаю усиление черт человеческой речи (преобладание звуков неполного образования в вокализме, преобладание звонких звуков в середине слова и оглушений в начале и особенно в конце в консонантизме, а также наличие максимального числа палатальных звуков). И напротив, под регрессивным развитием - усиление черт речи животных (переход от И к звуку Ы, а затем и к преобладанию Э, А, О над И, Е и редуцированными, уход от звонкости в середине слова, упрощение дифтонгов в начале слова, переход от палатальных звуков к звукам придыхательным или твёрдым). При этом, разумеется, чем больше разных звуков, тем более развит данный язык. Полагаю, что я сформулировал все эти признаки предельно объективно, используя не свои, а чужие данные.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.219sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.385 секунд