В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 19, 2007

Научная работа по чтению надписей образца 1999 года

Автор 15:58. Рубрика Первые публикации


Наше чтение узлов

Рис. 33. Наше чтение узлов

Следующий знак, рис. 33-7, принятый А. Барашковым за дерево, можно очень приблизительно именно так и прочитать, ДЪРЪВО, рис. 33-8; но если понимать, что человек удостоверяет нечто печатью с изображением дерева, он имеет в виду мировой дерево. В таком случае оказывается излишним понимание следующего знака, рис. 33-9 как «мирового дерева»; мы тут читаем ДЪРЪВО-РУСЬ, рис. 33-10, то есть мировое древо Руси. Следующий узел А. Барашков принял за обозначение НЕБА-СВАРОГА, рис. 33-11. Основой его является узел РОД; поперечный узел может быть прочитан как НЕБО, рис. 33-14, но при условии его вертикального положения, рис. 33-12 и зеркального отражения, рис. 33-13. Вообще говоря, небо обычно понимается не как СВАРОГ, а как СВАРГА, но чтения СВАРГА данный узел не имеет.

Добавление к нему еще одного узла в виде окружности с тремя поперечинами имеет смысл не при вертикальном (как у Барашкова), а при горизонтальном расположении, рис. 33-15; тогда каждая поперечина символизирует один из миров (верхний, средний и нижний). Слогового чтения тут нет, только идеографическое. Тот же узел, повернутый ввверх ногами, (у Барашкова при зеркальном отражении) понимается Барашковым как ЗЕМЛЯ, рис. 33-16. На наш взгляд, опрокидывание знака НЕБО кверху ногами, рис. 33-17, не имеет чтения ЗЕМЛЯ, но читается как ПЕКЪЛО, рис. 33-18, что и должно соответствовать нижнему миру. Наконец, последний знак, рис. 33-19, трактуется Барашковым как Огонь-Сварожич; на наш взгляд, чтение ОГОНЬ (точнее ВОГОНЕ), на данной вязи в принципе допустимо; слово СЬВАРОЖИЧЬ тоже можно вычитать, хотя и с большим трудом; но гораздо проще усмотреть на этой вязи слово СЬВАРОГЪ, рис. 33-20. Тем самым, основная мысль А. Барашкова о возможности читать нарисованные узлы, подтверждается. С другой стороны, еще не зная об этой работе Л. Барашкова, мы прочитали один из узлов как РУЧИЦЫ РУНОВЫ, то есть РУНИЧЕСКИЕ БРАСЛЕТЫ [77, с. 130], принимая узлы за разновидность стилизации слоговых надписей. Тем самым, мы и тогда подтвердили эту его гипотезу. Вместе с тем, как видно из рассмотренных нами примеров, Барашков не различал пиктографические и фонетические чтения узлов, и несмотря на очень интересные догадки, в ряде конкретных интерпретаций ошибался. К числу его недоработок следует отнести и отсутствие обоснования в ряде конкретных интерпретаций узлов. Складывается впечатление, что эти гипотезы являются по большей части плодом воображения. Тем не менее, в качестве первого шага в дешифровке данного варианта слоговой письменности его гипотезы представляют огромный интерес.

К сказанному можно добавить следующее: узелковое письмо Руси, хотя и похоже на письмо американских индейцев типа КИПУ или ВАМПУМ, но отличается от них тем, что имеет не приблизительную, а конкретно-речевую семантику, и тем самым оказывается вторичным, производным от слоговой письменности. Тем самым его правильнее было бы называть ВТОРИЧНО-УЗЕЛКОВЫМ. Кроме того, как следует из очень важного пояснения на рис. 1, узелки представляли собой ПЕЧАТИ от имени божеств или миров, как бы параллели языческих клятв. Если в устной речи люди могли клясться именем Перуна или Велеса, то и на письме они могли клясться, то есть ставить узел-печать РОДА, ХОРСА, СВАРОГА, НЕБА, ПЕКЛА, МИРОВОГО ДЕРЕВА или ВСЕХ ТРЕХ МИРОВ. Так, в частности, истинность христианской Симоновой псалтири удостоверяется печатью БЛАГОПОЛУЧИЯ; тем самым, художник поручается собственным благополучием за истинность дальнейшего текста. Последнее крайне интересно с позиций изучения русского православия как сплава византийских и русских традиций. Следовательно, в православии до реформы Никона русская культура не только не противоречила, но и утверждала своим авторитетом культуру христианскую. С этой точки зрения можно предположить, что клятва ПЕКЛОМ никоим образом не может встретиться в священных книгах и, напротив, будет характеризовать только сатанинские секты [78, с. 43-45].

Заключение. Таким образом, я здесь помещаю описание дешифрованных надписей на 59 предметах, помещенных на 31 рисунке. Новым стало чтение весьма вычурных надписей, имеющих характер узора. Отсюда оставалось сделать один шаг к чтению узелкового письма, и этот шаг был сделан. Если учесть, что сначала было прочитано 110 надписей, потом, чуть позже в 1998 году, надписи еще на 57 предметах, это добавляет к 100 еще 116 надписей, так что общий счет становится 226 надписей. Теперь, когда я больше, чем на порядок перекрыл число надписей, прочитанных Г.С. Гриневичем, причем сюда попали и надписи на берестяных грамотах, и на пряслицах, и на украшениях, и на монетах, и даже надписи, выполненные узелковым письмом, например, на заставках книг, я уже имел моральное право делать рецензии на работы своих коллег-эпиграфистов. К этому времени прошло 7 лет моих занятий эпиграфической деятельностью, и шел пятый год публикации моих статей.

Конечно, далеко не все надписи читались одинаково точно, существовали надписи, довольно сложные в эпиграфическом отношении, однако с каждой новой прочитанной надписью прибавлялся опыт. Замечу также, что портрет из Суздаля, выполненный на оселке, оказался первым средневековым рисунком, состоящим из знаков руницы. Я тогда не придал этому особого значения, полагая это странной прихотью автора рисунка. Однако сейчас я понимаю, что вписывать знаки руницы в рисунок было скорее нормой, чем исключением.

Разумеется, опубликованные 226 рисунков вовсе не передают весь массив прочитанных мною надписей. Это только закрепленные публикацией чтения. Реально же я каждый день дешифровывал 2-3 надписи на карточке, и картотека составляла более тысячи прочитанных и примерно такого же количества недешифрованных надписей.

Между тем, уже в 1998 году начали ужесточаться правила публикации статей. Так, в сборники ГУУ можно было помещать не более двух статей; поэтому приходилось объединять ряд дешифровок в одну статью и искать некоторые формальные признаки их единства. Позже удалось найти некоторую лазейку: публиковать несколько статей в приложении. Но в 1999 году стало понятным, что залповому выбросу дешифровок приходит конец. Вероятно, мне оставалось публиковаться столь широко не более года.

Литература

1. Седова М.В. Суздаль в Х-ХV веках. М., 1997

2. Чудинов В.А. Чтение портрета из Суздаля // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

3. Арциховский А.В. и Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1953-1954 гг. М., 1958

4. Те же. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1956-1957 гг. М., 1963

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд. 2-е. М., 1994

6. Янин В.Л., Зализняк А.А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1990-1993 гг. // Вопросы языкознания, 1994, № 3

7. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996

8. Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1958-1961 гг. М., 1963

9. Чудинов В.А. Нечитаемые новгородские грамоты // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

10. Фохнер М.В., Недошивина Н.Г. Этнокультурная характеристика Тимеревского могильника по материалам погребенного инвентаря // Советская археология, 1987, № 2

11. Чудинов В.А. Надпись на дне бронзовой чаши из Тимерево // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

12. Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере Х-ХIII вв. М., 1973

13. Алексеев Л.В. Раскопки в Мстиславле // Археологические открытия 1979 года М., 1980

14. Чудинов В.А. Надписи на женских подвесках // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

15. Antoniewicz Włodzimierz. Z badań archeologicznych w Górnem dorzeczu Dniestru // Wiadomości archeologiczne. W., 1921, t. 6

16. Rauhut Lechosław. Wczesnośredniowieczne materiały z Terenów Ukrainy w państwowym muzeum Archeologicznym w Warszawie // materiały wczesnośredniowieczne. Warszawa, 1960, t. V

17. Чудинов В.А. Надписи на плоских перстнях // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

18. Rajewski Zdisław Adam. Zabytky z rogu i kości w grodzie gnieżnieńskim // Gniezno w zaraniv dziejów (od VIII do XIII wieków) w świetle wykopalisk. Poznań, 1939

19. Kostrzewski Bogdan. Przęśliki gnieznieńskie // Gniezno w zaraniv dziejów (od VIII do XIII wieków) w świetle wykopalisk. Poznań, 1939

20. Чудинов В.А. Две надписи из Гнезно // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

21. Штыхов Г.В. Раскопки в Лукомле в 1966-1968 гг. // Древности Белоруссии. Доклады к конференции по археологии Белоруссии (март 1968). Минск, 1969

22. Дубов И.В., Винокурова М.Г., Седых В.Н. Ярославская экспедиция // Археологические открытия 1977 года. М., 1978

23. Чудинов В.А. Надписи на шахмаьных фигурках // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999

24. Гончаров В.К. Розкопки древнього Любеча // Археологiчнi пам'ятки УРСР, т. III. Раннi слов'яни i Київська Русь. Матерiали польових лослiджень Iнтитуту археологiї АН УРСР за 1947-1948 рокi. Київ, 1952

25. Монгайт А.Л. Рязанская земля. М., 1961

26. Чудинов В.А. Надпись на костяном молотке и наковаленке // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

27. Кравченко А.А. Средневековый Белгород на Днестре (конца ХIII-XI вв.). Киев, 1985

28. Чудинов В.А. Надписи на черепках Белгорода // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

29. Дончева-Петкова Людмила. Знаци върху археологически паметнице от средновековна България VII-Х век. София, 1980

30. Высоцкий С.А. Надпись ХI века на стене церкви Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве // Средневековая Русь. М., 1976

31. Чудинов В.А. Надписи на фигурке и рисунке льва // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

32. Хвощинская Н.В. О новом типе курганов в могильнике у дер. Залахтовье // Краткие сообщения Института археологии, вып. 150. М., 1977

33. Закурина Т.Ю. Замки и ключи из раскопок Пскова // Археологи рассказывают о древнем Пскове. Псков, 1991

34. Augustyniok Jerzy. Zamek w I nowłodzu. Łódź, 1992

35. Чудинов В.А. Надписи и фигурные изображения ключей // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

36. Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973

37. Чудинов В.А. Некоторые лингвистические закономерности варьирования этнонимов // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

38. Франкенштейн, фон Н. Сокровища пропавшие и найденные. Пер. с нем. // Что есть что. М., 1993

39. Уилкинс Г. Затерянные города Южной Америки. Пер с англ. // Книга тайн-5. М., 1994

40. Петровић Хавко Д. Неки преисториски цртежи и наjстараjа балкански писмена. Београд, 1934

41. Чудинов В.А. Проблема мегалитической письменности // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

42. Тиханова М.А. // Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Тексты, перевод, комментарий. М., 1977

43. Чудинов В.А. Надпись на черняховском пряслице из Лепесовки // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

44. Mały słownik dawnich słowian. Pod red. Lecha Leciewicza. Warszawa, 1988

45. Чудинов В.А. Польские надписи на поплавках из коры // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

46. Аспарухов Милко. Средновековни графити от Северо-западна България. София, 1984

47. Чудинов В.А. Солярные надписи-рисунки из Болгарии // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

48. Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989

49. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII веках // Археология СССР. М., 1982

50. Чудинов В.А. Материалы по древнерусской мифологии и истории // Вестник МЭГУ, 1997, № 1 (7)

51. Чудинов В.А. Палеолитический оберег из Сунгиря // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

52. Никольская Т.Н. Древнерусский Серенск - город вятичей // Археологические открытия 1966 года. М., 1967

53. Чудинов В.А. Бронзовая вислая печать из Серенска // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Культура и образование М., 1999

54. Aleksova B. Oú tst enterrée Marie Paleologue? A propos de la découverte faite dans une tombe // Arch. Loug., T. III, Beograd, 1959

55. Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., 1981

56. Чудинов В.А. О славянском названии женских подвесок к очелью // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

57. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство ХI-XV веков // САИ, вып. Е-1-39, М., 1968

58. Розенфельдт Р.Л. «Псевдоидол» из села Вески // Советская археология, 1959, № 2

59. Фехнер М.В. Глиняные игрушки Московских гончаров (по материалам раскопок ГИМ 1948 года) // Материалы и исследования по археологии Москвы. МИА, вып. 12. М., 1949

60. Петренко В.П. Исследование Ивангорода // Краткие сообщения института археологии, вып. 205, М., 1991

61. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. М., 1971

62. Чудинов В.А. Московская глиняная и новгородская деревянная игрушка XІV-XV веков со слоговыми надписями // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

63. Константина, во Христе вечном, василевса ромеев, к сыну своему Роману, боговенчанному и багрянородному василевсу. Пер. с греч. Г.Г. Литаврина // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982

64. Wendel M. Frühmittelalterliche Keramik mit eingeritzter Verzierung // Latrus-Krivina. III Spätantike Befestigung und frühmittelalterliche Siedlung an der unteren Donau. Berlin, 1986. Taf. 65 N 693

65. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1965

66. Сыромятников А.К. К вопросу о знаке Ярополка Святославовича // Материалы по хронологии археологических памятников Украины. Киев, 1982

67. Чудинов В.А. О названии Киева и днепровских порогов у русов // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

68. прищепенко В.Н. Страницы русской истории, т. I. М., 1998

69. Валянский С., Калюжный Д. Тьма горьких истин...Русь. Хронотрон. Версии мировой истории. М., 1998

70. Чудинов В.А. Шрифт русской книги Анны Ярославны // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

71. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX вв. М., 1996

72. Бушков А.А. Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы. М., СПб, Красноярск, 1997

73. Fraehn Ch.M. Ibn-Abi-Jakub El Nedim's Nachricht von der Schrift der Russen im X Jahrhundert n. Ch., kritisch beleuchtet // Memoirs de l'Academie de imperiale de sciences de st. Petersbourg, VI serie. Politique, Histoire, Philologie, III T., 1836, p. 507-530

74. Чудинов В.А. Славянское прочтение «ордынской» надписи на монете // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

75. Барашков А. Узелковое письмо древних славян // Наука и религия, 1992, № 4-5

76. Чудинов В.А. О названии славянских слоговых знаков // Третьи культурологические чтения. Сб. кафедры культурологии ИППК МГУ. М., 1998

77. Чудинов В.А. О славянском названии браслета // Экономика. Политика. Культура. Научные доклады Московского общественного научного фонда. М., 1998

78. Чудинов В.А. Об узелковом письме на Руси // Четвертые культурологические чтения.ИППК МГУ и Института Молодежи. Теоретическая и прикладная культурология. М., 1999

79. Гриневич Г.С. Сколько тысячелетий славянской письменности (О результатах дешифровки праславянских рун) // Русская мысль, Реутов, 1991


Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.3MB | MySQL:11 | 0.195sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.333 секунд