Рис. 6. Наше чтение надписей на частях меча и ножен из Киева
На рис. 6-1, 3 и 5 изображены части меча и его ножен из Вознесенского клада [14, с. 88, рис. 56-3], относящегося к периоду VI-X вв. На рукояти нанесен декор, который можно прочитать как ВЪСЕЯ РУСИ ВОИНЪСЬТЪВО, рис. 6-2, на верхней обкладки ножен - ВАСИЛЕВСЬ, рис. 6-4, на нижней обкладке - ВЪСЕЯ СЬЛАВА КИИВА - БОГУ, рис. 6-6 [2, с. 112, рис. 9]. Очевидно, данный меч был наградным и принадлежал главнокомандующему войск полян, басилевсу. Интересно, что в этот исторический период, когда самым развитым государством мира была Византия, название русского военачальника было греческим.
Поздняя античность. Поздняя античность, то есть II-VI вв н.э. связаны на территории Руси и Украины с племенами Черняховской культуры. Их славянская принадлежность дискуссионна; хотя рядом историков эта культура рассматривается как предславянская. Оппонентами являются исследователи, усматривающие в надписях письменность иного типа. Так, с позиций М.А. Тихановой [15, с. 11-17], наличие рунической надписи на пряслице в Лецканах, которую В. Краузе посчитал вестготской и датировал 80-ми гг. IV в.[16, S. 153-161], ведет к признанию всей культуры готской. «Другие находки древних рун в Румынии менее выразительны и не дешифрованы. Так, в могильнике в Раду-Негру (район Кэлэраши, Мунтеня), тоже биритуальном, датированном второй половиной IV в., среди других находок был обнаружен в 1961 г. сделанный на гончарном круге сероглиняный кувшин с ойнохоевидным горлом, украшенный по плечикам тройной зигзагообразной линией, справа от которой вырезаны по сырому тесту три знака, в которых большинство румынских исследователей видит руны; они не дешифрованы» [15, с. 21]. Данную надпись пытался дешифровать Г.С. Гриневич, который прочитал ее по-славянски ЛЕВИ ЛОЙ [17, с. 14, рис. 6-4], что означало ЛЬВИНОЕ САЛО [17, с. 10]. При рассмотрении его работы мы критиковали его подход и здесь повторяться не будем.
Мы решили самостоятельно разобраться в данной проблеме, пытаясь прочитать данный текст с помощью славянских слоговых знаков, чему мы посвятили специальную статью. Тем более, что нам уже встречались подобные надписи на сосудах средневековой Руси, обозначавшие вино; на наш взгляд, данная надпись выполнена весьма изобретательно и читается ВИНО ЛЕТЬНЕ, т.е. ЛЕТНЕЕ ВИНО (существительное и прилагательное написаны знаками разного размера) [22, с. 120, рис. 1]. Так что эта надпись - славянская, следовательно, вывод М.А. Тихановой был неверен.
Следующая надпись относится к селу Лепесовка на южной Волыни, к «обломку сделанной на гончарном круге желтой лощеной миски, обнаруженной при расчистке и снятии развала обмазки округлой легкой наземной постройки», где «можно усматривать древние руны» [15, с. 16], рис. 2. Тут же приводится «обломок сосуда, найденного в хлеву» [15, с. 16], рис.7:
Рис.7. Наше чтение надписей на обломках сосудов из с. Лепесовка
М.А. Тиханова дешифровать эти надписи как германские не смогла. Г.С. Гриневич на первую надпись не обратил внимания, поскольку таких знаков в репертуаре ему известных не находилось [17, с.17].
Рис. 8. Наше чтение надписи на горле амфоры из с. Ломоватоватое
Мы читаем эту надпись КЪРУГЪ, т.е. КРУГ (ГОНЧАРНЫЙ), атрибутируем не как миску, а как часть круга, а «легкую наземную постройку» - как гончарную мастерскую [22, с. 121, рис 2 и 3]. Вторую надпись (б) он дешифровал как ПОПЕ (?) [17, с. 14, рис. 6-6], затем как ПОПЕЙ [18, с. 67]. Нам его знак, читаемый как ПО, известен в значении Е. Данную надпись мы долго не могли прочитать, не зная, как разложить данную лигатуру, пока не нашли подсказку (рис. 3 б) в работе П.А. Британова [19, с. 5]. Нам стало понятно, что, поскольку последний знак написан в обратную сторону, надо читать с него; разложение лигатуры тут показано очень ясно. Мы читаем МЬЛЕКО, т.е. МОЛОКО. Судя по написанию, оно принадлежит западным славянам.
Следующий рис. 9-1 мы заимствовали из работы Э.А. Сымоновича [20, с. 24, рис. 9], где изображен обломок амфоры III в. н.э. селения Ломоватое. Устранив мысленно подтеки краски, мы читаем ВИНО ВЫЛЕЖА(ЛО), т.е. ВИНО ВЫДЕРЖАННОЕ [22, с. 121, рис. 4], рис. 9-2. А на сосудах III-IV вв. из могильника у с. Рыжовка [21, с. 138, рис. 1, 2] видны интересные орнаменты, рис. 10, которые тоже, на наш взгляд, являются надписями.
Рис. 9. Наше чтение надписей на сосудах из могильника у села Рыжовка
Мы читаем эти надписи КИБЕЛЕ, БОГИНЕ! и ТЪКЪВА (ТЫКВА) [22, с. 122, рис. 5 и 6].
Существует еще несколько надписей. Так, на гребешке III-IV вв. из Трансильвании, Румыния, [23, с.188, рис. 14], рис. 6-74, мы читаем: ДЬЛЯ ЖЕНЫ КАСЕЙ (ДЛЯ КОС ЖЕНЫ) [22, с. 123, рис. 7]:
Рис. 10. Наше чтение надписи на гребне из Марошваашара
На фибуле из Рипне, Западный Буг, III-V вв. н.э., [24, с. 221, рис. 6-19], рис. 11-1 мы читаем: ВОЙДИ-ВЫЙДИ ЖЕ [158, с. 123, рис. 8] (анфас ВОЙДИ, в профиль ВЫЙДИ ЖЕ, что указывает на разное положение фибулы по отношению к хозяину при ее входе в отверстие и при выходе из него), рис. 11-2. На формочке из Пскова середины I тысячелетия н.э. [25, с. 207], рис.11-3, мы прочитали: ДЫРА ШИРЕ ЛОЖА, рис. 11-4 [22, 123, рис. 9].
Вывод из статьи был таким: «На наш взгляд, приведенные примеры свидетельствуют о существовании в черняховский период письменности, причем письменности славянской и вдобавок слоговой. Гипотезы о готском характере надписей не подтверждаются, ибо при чтении надписей как германских рун получаются бессмысленные выражения. Наши чтения указывают на западнославянское написание как на более предпочтительное, хотя из-за малочисленности примеров это утверждение нельзя считать окончательным» [22, с. 123-124].
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.553 секунд