В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 18, 2007

Полноценный урожай надписей дешифровки 1998 года

Автор 22:55. Рубрика Первые публикации


Впрочем, на одной из ваз можно видеть почитание и одной богини Живы [36, с. 16, рис. 5]:

Надпись на трипольском сосуде из Тимково

Рис. 17. Надпись на трипольском сосуде из Тимково

Текст тут иной: ВЕРУЮ ВЪ ЖИВУ-БОГИНЮ СЬ НЕБА! [35, с. 17, рис. 16]. А на вазе из поселения Саботиновка-2 середины IV тысячелетия до н.э. [37, с. 14, рис. 1], рис. 18, можно прочитать такую надпись: ИДИ, КОБЕЛЕ! [35, с. 18, рис. 17]. Призывается, очевидно, богиня плодородия Кобела, родственная фригийской богине Кибеле.

Надпись на трипольской вазе из Сабатиновки

Рис.18. Надпись на трипольской вазе из Сабатиновки

Более подробную информацию об этой богине можно почерпнуть из надписи на фигурке с поселения Александровка Одесской области [37, с. 163, рис. 1-1], рис. 19.

Надпись на глиняной фигурке из Александровки

Рис. 19. Надпись на глиняной фигурке из Александровки

Текст здесь гласит: БОГИНЯ КОБЕЛЕ, УБЕДИ! [35, с. 18, рис. 18]. При этом надпись БОГИНЯ нанесена на грудь, а КОБЕЛЕ, УБЕДИ! на спину фигурки. Вероятно, это скульптурное изображение использовалось для молитв о даровании новых детей семье. Тем самым, существование богини КОБЕЛЫ подтверждается существованием двух независимых надписей. Наконец, к раннему периоду относится одна интересная надпись на вазе, найденной вблизи Каменной Могилы [38, с. 713, рис. 37], рис. 20.

Надпись на сосуде, найденном близ Вознесенки у Каменной Могилы

Рис. 20. Надпись на сосуде, найденном близ Вознесенки у Каменной Могилы

На этой надписи можно прочитать: ВЪЛЕСЪ, ВЪЛОШЕВЪ, ВЪ КЪЛОСЪ, ВЪ ВОЛЕ СЪЖИВЕМЪСЯ [35, с. 19, рис. 19]. Вероятно, ее надо понимать так: она посвящена Велесу, который одновременно является и волшебником («волосатый», «волошев»), и покровителем питания животных в качестве «скотьего» бога («в колос» - это можно сопоставить с обрядом славян оставлять последний сноп «Велесу на бородку»), и покровителем всякой «воли», всякого веселья.

На более поздних сосудах из Триполья надписи читаются хуже, поскольку они гораздо сильнее имитируют узоры. Вот как, например, выглядит сосуд из Северной Молдавии, на котором помимо изображения животных нанесены и явные надписи [33, с. 17, рис. 7-4]:

Надпись на сосуде из Северной Молдавии

Рис. 21. Надпись на сосуде из Северной Молдавии

На наш взгляд, тут написано ДИДЬ и ЛАДО [35, с. 20, рис. 21], имена двух славянских божеств. Правда, сверху на вазе изображены хвостатые животные, явно не напоминающие оленей (более похожие на собаку или лошадь). Не исключено, что они добавлены просто как некоторое украшение, не имеющее отношения к тексту надписи, либо изображая домашних животных. В таком случае это означало бы, что функции защиты диких животных, присущие Ладе и Лели, теперь перенесены на домашних. Возможно также, что узор на шейке сосуда, напоминающий знаки БО есть начало слова БОГИ.

Своеобразен и сосуд из Варваровки, имеющий оригинальный узор, который вполне возможно прочитать [39, с. 31, рис. 34-2]:

Сосуд с надписью из Варваровки

Рис. 22. Сосуд с надписью из Варваровки

Текст читается однозначно: ВОЛОСЕВЪ [35, с. 20, рис. 22], что означает сосуд для осуществления каких-то ритуалов, связанных с Волосом. Возможно, что картинка в центре изображения и представляющая собой два круглых предмета, соединенных тройной связью, символизирует связь Велеса с тремя мирами, небесным, земным и подземным. Фигурка лошади наверху здесь, видимо, тоже не имеет отношения к тексту или, скорее, означает любой скот.

Опираясь на приведенные чтения можно весьма осторожно выдвинуть предположение о том, что письменность в трипольский период, существование которой, несомненно, возможно, была связана со славянским слоговым письмом. Для более уверенного утверждения необходимо не только увеличение общего числа прочитанных надписей данной эпохи (нами их прочитано около полусотни, а опубликованы наиболее интересные), но и более детальный анализ как графической системы трипольцев, так и полученных фрагментов их речи. Пока что надписи кажутся слишком русскими, слишком современными. Кроме того, возможно, что трипольская культура была полиэтничной, и наши предположения относятся только к небольшому числу трипольских этносов, например, связанных с усатовской разновидностью трипольской культуры.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.171sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.304 секунд