Рис. 11. Наше чтение надписей на фибуле из Рипне и формочке из Пскова
К проблемам черняховской письменности мы возвращались и в кратких заметках. Так, в сборнике Издательского центра появилась заметка о черняховском светильнике, в которой говорилось следующее. Надписей на предметах черняховской культуры довольно мало, поэтому каждая из них заслуживает специального рассмотрения. В данном случае речь пойдет о клейме донца глиняного светильника из селища Соборь [26, с. 27, рис. 8], рис. 12-1.
Рис. 12. Наше чтение надписи на светильнике из селища Соборь
На наш взгляд, сочетание знаков можно понять как надпись СЬВЕТИЛО, что означает СВЕТИЛЬНИК, рис. 12-2, [27, с. 289, рис. 1 и 2]. Надпись СЬВЕТИЛО на подсвечнике из Новгорода ХIV века нам уже встречалось [1, с.6], так что данную надпись мы можем понимать тем самым уже более уверенно.
Итак, предметы черняховской культуры в пределах проведенного рассмотрения содержат надписи, в принципе не отличающиеся от средневековых как по написанию, так и по значению, так что вполне вероятно, что, по крайней мере у части черняховских племен существовал славянский язык и славянская слоговая письменность.
Предантичность. К этой эпохи на территории Украины, Молдавии и Румынии относится так называемая Трипольская культура. В этот период (IV-II тысячелетие до н.э.) говорить о славянах уже не приходится, но вполне можно говорить о праславянах. Опять-таки, ряд исследователей усматривает, по крайней мере, в части трипольской культуры (больше всего в ее Усатовской разновидности) праславянские черты.
Мы уже приводили пример в самой нашей ранней публикации чтения надписи на сосуде трипольской культуры КО ЛУНЕ [1, с. 6]. Позже, анализируя различные кресты, мы описали надписи на глиняной статуэтке из Щербатовки, относящейся к среднему Триполью, примерно ко второму тысячелетию до н.э., рис. 13 [28, с. 62, рис. 13-13]. Мы приняли ее за крест, предназначенный для ношения на груди (на боковых сторонах имеются отверстия для веревки или нитки) и прочитали надписи на лицевой стороне как ЛЕЛЯ, БОЖЕ (что означает призыв богини любви, рис. 13-1; слово БОЖЕ есть к тому же признак оберега), но так читается только внутренний контур вокруг грудей статуэтки. Внешний контур мы тогда не прочитали; сейчас мы его читаем как ЛЮБОВЬ. На спине фигурки-креста нанесено изображение «троицы» того времени, рис. 13-3, имена трех богинь: ЖИВЫ, богини жизни, ЛЕЛИ, богини любви, и КУБЕЛЫ, рис. 13-4 (славянского варианта греческой богини фригийского, то есть праславянского происхождения), богини плодородия, деторождения [29, с. 58].
Рис. 13. Наше чтение надписи на трипольской фигурке
Проблеме трипольской письменности посвящена также маленькая заметка, где, в частности, говорилось: «О том, что трипольские надписи поддаются чтению, мы уже писали в [1, с. 6]. Теперь речь пойдет о надписи на фигурке быка из Усатово [30, с. 17, рис. 2-3]», рис. 14-1:
Рис. 14. Наше чтение надписи на фигурке быка
Хотя сохранилась только верхняя часть фигурки, надписи вполне читаемы. На морде животного виден слоговой знак Н с чтением НЪ. Сбоку под глазом можно рассмотреть две горизонтальных параллельных линии с чтением ДЕ. Наконец, на затылке виден большой знак в виде Т с чтением ТО. Так написано слово НЪДЕТО. Далее на боку виден знак, который можно прочитать как НА. Спереди видны две наклонные черты, знак ДЬ. Далее видна галочка, которая, видимая спереди и сбоку, читается как ВА/ВО. Наконец, последний знак внизу сбоку читается ЛА. В результате надпись можно прочитать как НЪДЕТО НА ДЬВА ВОЛА, т.е. НАДЕТО НА ДВА ВОЛА, рис.14-2. Вероятно, имеется в виду упряжь, надетая на двух волов [31, с. 287, рис 1 и 2].
То, что трипольские надписи читаются по-славянски, не должно удивлять, ибо «ряд ученых связывает трипольскую культуру с предками славян» [32, с.251]. Особенно это относится к усатовскому подтипу позднего Триполья (3150-2350 гг. до н.э.), который некоторые исследователи выделяют в самостоятельную культуру.
Помимо трех указанных памятников, прочитанных нами в опубликованных статьях и заметках, напомним о наших чтениях, связанных с критикой Н.З. Суслопарова: РУКИ МОЙ В СЕМЪ ШАРЕ. ВЪ РУКИ ЖИРА ВЪЛЕЙ СЕРЕДЬКОВО; ВИНА, ВЪЛИВАЯ, ВЪЛИТЬ ДЬВЕ ЛОЖЬКИ НЕГОДЬНЕ; ВЫПИТЬ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД; НИЖИСЬ! и СЬРАЗУ МАЛИНУ ЖЕНИНУ ПОРЕЖЕМЪ ВЬ Я, рис. 15.
Рис. 15. Мое чтение надписей на предметах трипольской культуры
Есть и ряд других трипольских надписей. Вот одна из них, относящаяся к раннему Триполью [33, с. 108, рис. 29], рис. 6-79. Текст состоит из трех слов: МОЛЕМЪ ЖИВУ, ЛЕЛЮ! [35, с. 17, рис. 15]. Леля тут объединилась с Живой в новый комплекс, отойдя от Лады.
Рис. 16. Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.380 секунд