В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 18, 2007

Полноценный урожай надписей дешифровки 1998 года

Автор 22:55. Рубрика Первые публикации


Наше чтение надписей на фибуле из Рипне и формочке из Пскова

Рис. 11. Наше чтение надписей на фибуле из Рипне и формочке из Пскова

К проблемам черняховской письменности мы возвращались и в кратких заметках. Так, в сборнике Издательского центра появилась заметка о черняховском светильнике, в которой говорилось следующее. Надписей на предметах черняховской культуры довольно мало, поэтому каждая из них заслуживает специального рассмотрения. В данном случае речь пойдет о клейме донца глиняного светильника из селища Соборь [26, с. 27, рис. 8], рис. 12-1.

Наше чтение надписи на светильнике из селища Соборь

Рис. 12. Наше чтение надписи на светильнике из селища Соборь

На наш взгляд, сочетание знаков можно понять как надпись СЬВЕТИЛО, что означает СВЕТИЛЬНИК, рис. 12-2, [27, с. 289, рис. 1 и 2]. Надпись СЬВЕТИЛО на подсвечнике из Новгорода ХIV века нам уже встречалось [1, с.6], так что данную надпись мы можем понимать тем самым уже более уверенно.

Итак, предметы черняховской культуры в пределах проведенного рассмотрения содержат надписи, в принципе не отличающиеся от средневековых как по написанию, так и по значению, так что вполне вероятно, что, по крайней мере у части черняховских племен существовал славянский язык и славянская слоговая письменность.

Предантичность. К этой эпохи на территории Украины, Молдавии и Румынии относится так называемая Трипольская культура. В этот период (IV-II тысячелетие до н.э.) говорить о славянах уже не приходится, но вполне можно говорить о праславянах. Опять-таки, ряд исследователей усматривает, по крайней мере, в части трипольской культуры (больше всего в ее Усатовской разновидности) праславянские черты.

Мы уже приводили пример в самой нашей ранней публикации чтения надписи на сосуде трипольской культуры КО ЛУНЕ [1, с. 6]. Позже, анализируя различные кресты, мы описали надписи на глиняной статуэтке из Щербатовки, относящейся к среднему Триполью, примерно ко второму тысячелетию до н.э., рис. 13 [28, с. 62, рис. 13-13]. Мы приняли ее за крест, предназначенный для ношения на груди (на боковых сторонах имеются отверстия для веревки или нитки) и прочитали надписи на лицевой стороне как ЛЕЛЯ, БОЖЕ (что означает призыв богини любви, рис. 13-1; слово БОЖЕ есть к тому же признак оберега), но так читается только внутренний контур вокруг грудей статуэтки. Внешний контур мы тогда не прочитали; сейчас мы его читаем как ЛЮБОВЬ. На спине фигурки-креста нанесено изображение «троицы» того времени, рис. 13-3, имена трех богинь: ЖИВЫ, богини жизни, ЛЕЛИ, богини любви, и КУБЕЛЫ, рис. 13-4 (славянского варианта греческой богини фригийского, то есть праславянского происхождения), богини плодородия, деторождения [29, с. 58].

Наше чтение надписи на трипольской фигурке

Рис. 13. Наше чтение надписи на трипольской фигурке

Проблеме трипольской письменности посвящена также маленькая заметка, где, в частности, говорилось: «О том, что трипольские надписи поддаются чтению, мы уже писали в [1, с. 6]. Теперь речь пойдет о надписи на фигурке быка из Усатово [30, с. 17, рис. 2-3]», рис. 14-1:

Наше чтение надписи на фигурке быка

Рис. 14. Наше чтение надписи на фигурке быка

Хотя сохранилась только верхняя часть фигурки, надписи вполне читаемы. На морде животного виден слоговой знак Н с чтением НЪ. Сбоку под глазом можно рассмотреть две горизонтальных параллельных линии с чтением ДЕ. Наконец, на затылке виден большой знак в виде Т с чтением ТО. Так написано слово НЪДЕТО. Далее на боку виден знак, который можно прочитать как НА. Спереди видны две наклонные черты, знак ДЬ. Далее видна галочка, которая, видимая спереди и сбоку, читается как ВА/ВО. Наконец, последний знак внизу сбоку читается ЛА. В результате надпись можно прочитать как НЪДЕТО НА ДЬВА ВОЛА, т.е. НАДЕТО НА ДВА ВОЛА, рис.14-2. Вероятно, имеется в виду упряжь, надетая на двух волов [31, с. 287, рис 1 и 2].

То, что трипольские надписи читаются по-славянски, не должно удивлять, ибо «ряд ученых связывает трипольскую культуру с предками славян» [32, с.251]. Особенно это относится к усатовскому подтипу позднего Триполья (3150-2350 гг. до н.э.), который некоторые исследователи выделяют в самостоятельную культуру.

Помимо трех указанных памятников, прочитанных нами в опубликованных статьях и заметках, напомним о наших чтениях, связанных с критикой Н.З. Суслопарова: РУКИ МОЙ В СЕМЪ ШАРЕ. ВЪ РУКИ ЖИРА ВЪЛЕЙ СЕРЕДЬКОВО; ВИНА, ВЪЛИВАЯ, ВЪЛИТЬ ДЬВЕ ЛОЖЬКИ НЕГОДЬНЕ; ВЫПИТЬ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД; НИЖИСЬ! и СЬРАЗУ МАЛИНУ ЖЕНИНУ ПОРЕЖЕМЪ ВЬ Я, рис. 15.

Мое чтение надписей на предметах трипольской культуры

Рис. 15. Мое чтение надписей на предметах трипольской культуры

Есть и ряд других трипольских надписей. Вот одна из них, относящаяся к раннему Триполью [33, с. 108, рис. 29], рис. 6-79. Текст состоит из трех слов: МОЛЕМЪ ЖИВУ, ЛЕЛЮ! [35, с. 17, рис. 15]. Леля тут объединилась с Живой в новый комплекс, отойдя от Лады.

Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1

Рис. 16. Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.16MB | MySQL:11 | 0.211sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.380 секунд