В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 5, 2006

Новое прочтение надписи эль-Недима и проблема Русколани

Автор 21:07. Рубрика Исторические комментарии

Талисман Белояровой горы. В той же книге приведены фотографии двух сторон некого талисмана, изображающего крылатую женщину (14, с. 104). Подпись гласит: «Талисман Белояровой веры, найденный в 1999 году под Москвой. Лицевая сторона: Матерь Слава». Как попал этот талисман к А.И. Асову, как была произведена его атрибуция и выявление имени Славы, какое отношение имеет этот талисман к Русколани – как обычно, не сообщается. Читателя ставят перед фактом, неизвестно кем и как полученным: вот Матерь Славы. Зная, что А.И. Асов имеет склонность фантазировать колоритнее всего именно насчет скульптурных изображений, я сразу же ставлю под сомнение полученный результат, и пытаюсь определить по надписям на самом талисмане, кого именно он изображает, и где изготовлен.

Мое чтение надписей на лицевой стороне талисмана Белояра

Рис. 8. Мое чтение надписей на лицевой стороне талисмана Белояра

Прежде всего, я читаю крупную надпись под грудью, где очень большими буквами протокириллицы написано слово РУНА, а внутри этой надписи, начиная с правого края буквы Р, вписано слово МАКАЖИ. Так что на данном изображении должны встретиться руны Макоши. А внизу на набедренной повязке можно прочитать слова МАКАЖЬ РУСИ. Следовательно, перед нами – не Матерь Слава, а Макошь Руси. Я уже давно обращал внимание читателей на весьма зыбкие атрибуции Асова как исследователя, но всегда приветствовал его как собирателя новых источников. И в данном случае я выражаю искреннее восхищение данной находкой А.И. Асова – это первое известное науке малое изображение этой богини.

Вдоль правого бедра тянется линия, которую для чтения необходимо повернуть горизонтально, что я и делаю. С помощью лигатур протокирилловских букв здесь можно прочитать слово МОСКВА. Таким образом, указано место изготовления. Если же более крупный фрагмент вокруг данной надписи обратить в цвете, можно прочитать слова: МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ. Вообще говоря, это само собой разумеется, поскольку религиозные и художественные изображения изготавливались именно в мастерских храма Макоши. А в середине правого крыла (на рисунке слева) можно прочитать слова ХРАМ МАКАЖИ. Вероятно – это указание на место постоянного хранения талисмана.

Мое чтение оборотной стороны талисмана Белояра

Рис. 9. Мое чтение оборотной стороны талисмана Белояра

Перейдем теперь к рассмотрению оборотной стороны, о которой А.И. Асов пишет: «Бус Белояр со свирелью под Ирийским деревом. На крыльях изображен небесный град» (14, с. 105). Поскольку лицевая сторона талисмана была атрибутирована неверно, возникает подозрение, что столь же неверно была атрибутирована и оборотная сторона. Это подозрение усиливается тем, что князь Бус Белояр держит в руках музыкальный инструмент. Такой атрибут приличествует актеру (миму), а не князю. Для проверки прочитаем надписи и на этой стороне.

Рассмотрим лицо персонажа в обращенном цвете, как показано на рис. 9. В прямом цвете здесь читаются слова: МАСКА МИМА, в обращенном – НА ЛИК РУСА С, и ниже, крупными буквами, РАВНИН КАВКАЗА. Следовательно, перед нами – вовсе не Бус Белояр, а именно актер (мим), хотя и С РАВНИН КАВКАЗА. На самой маске еще раз в обращенном цвете читаются слова МАСКА МИМА. А под маской, на груди, в обращенном цвете можно прочитать слова РУССКИЕ и, справа внизу на выделенном фрагменте, еще раз слово МОСКВА. В прямом цвете здесь читается слово ЛИК.

Я прочитал на обеих сторонах 22 слова, но их здесь, разумеется, много больше. Ведь в мою задачу входило не полное исследование данного памятника, а лишь его атрибуция. И она показала, что в число служителей храма Макоши в Москве входили некоторые актеры, выходцы с равнин Кавказа, где, однако, проживали русские. Ни о каком Бусе Белояре здесь речь не идет – это фантазии А.И. Асова. Что и следовало ожидать. Добавлю также, что надпись эль-Недима относится к Х веку, и удостоверяет, что Русколань тогда существовала, тогда как по мнению А.И. Асова, это образование дожило до падения Русколани в IV веке н.э.. Иными словами, эль-Недима приглашали пройти на территорию, которая уже более шести веков не существовала. В данном случае я склонен верить эль-Недиму и не склонен верить А.И. Асову – уж больно высоко фонтанирует его фантазия.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.459sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.630 секунд