В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2007

Четыре этапа нахождения руницы у древних греков

Автор 11:48. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность

Четыре этапа нахождения руницы у древних греков

В.А. Чудинов

Речь идет об одном из выдающихся открытий современной эпиграфики: о нахождении у древних греков славянского слогового письма руницы, которым подписано значительное количество их произведений изобразительного искусства.

Понятие руницы. Под руницей понимается славянское слоговое письмо, где каждый знак обозначает комбинацию согласного звука и гласного. Этот вид письма существовал до кириллицы и какое-то время параллельно с кириллицей. Более подробно о рунице можно почитать в моей книге 2002 года1.

Объект исследования. Рассмотрению подлежат, прежде всего, греческие изображения на вазах, а также и другие контурные рисунки, на которых видны складки одежды, выпуклости обнаженного тела, черты лица, волосы, головные уборы и прочие фрактальные участки рисунков, которые могут являться слоговыми знаками или буквами, соединяющиеся в осмысленные слов и выражения.

Последовательность изучения. Для удобства читателя процесс обнаружения и осмысления наличия надписей, а также их дешифровки разбит на несколько этапов, и сделана попытка понимания роли каждого этапа в славянской эпиграфике греческих древностей. Каждый этап выделен в самостоятельный блок текстов.

Нулевой этап

Греки знали о славянах. Впервые мысль о том, что у древних греков могут быть славянские мотивы, меня посетила при рассмотрении одного из орнаментов на греческом сосуде. Где-то летом 1999 года я читал книгу Валерия Никитича Демина о русском народе, и на странице, посвященной острову Туле, увидел довольно известное чернофигурное изображение прикованного к скале Прометея2. Вообще говоря, греки много писали о Гиперборее, зная о ее существовании, (по Демину выходило, что там жили славяне), а Прометей был прикован на Кавказе, часть которого входит ныне в состав России. Так что где-то древние греки и древние славяне имели точки соприкосновения.

Мысль о том, что греки что-то заимствовали у славян, не нова. Уже Б.А. Рыбаков полагал, что в греческую мифологию в качестве собственного божества вошел славянский бог Аполлон, (он проживал в Гиперборее и ежегодно летал туда на каком-то летательном приспособлении), а также богиня Лада (принявшая у греков имя Латона или Лето). Эти мысли разрабатывал позже Ю.Д Петухов. Он писал: «Кополо, Куп — солнечная ипостась Рода у русов-индоевропейцв. Покровитель воинов и сказителей. Трансформирован “древними греками” в Аполлона — “мусагета и стреловержца”. Но и у “греков” Аполлон — варвар и гиперборей. У поздних славян — бог второго ряда Купала”...». «Яра — богиня русов, сестра и жена Жива-Зевса, ипостась Матери-Лады. При заимствовании “древними греками” теоним приобрел звучание “Хара”. Общеизвестна как “древнегреческая” Гера»3. Далее идет перечисление “греческих” богов как части славянского пантеона: Артемида или Артемис — Рода или младшая Рожаница — дочь и одновременно ипостась Лады, Таина или Тайная — дочь Жива-Зевса, аллегория “тайной мысли” — Афина, Жив — Зевс, русский князь Ярослав — Геракл и т.д. Даже при очень осторожном отношении к такого рода ославяниванию древнегреческого пантеона все же невольно возникает мысль о наличии определенного сходства теонимов.

Так что древнегреческая картинка привлекла меня не зря — мне показалось, что при отсутствии древнегреческих надписей какой-то славянин чисто случайно решил оставить надпись славянскую, но тайную, в виде узелков.

Собственно говоря, на этом нулевая стадия и заканчивается. Суть ее состоит в том, что у древних греков иногда встречались некие пересечения со славянской культурой, хотя с точки зрения основной массы современных историков славян тогда не было, а греки жили много раньше славян. Но Рыбаков и Петухов заронили мысль о том, что славяне были, по меньшей мере, столь же древними, как и греки, и греки у них могли кое-что заимствовать. Теперь мне показалось, что есть некоторое пересечение и в области изобразительного искусства, а именно: на одном из рисунков древних греков свой след оставил какой-то древний славянин. Это совершенно не меняет сложившихся представлений, а лишь вносит небольшой штрих в проблему контактов греков и славян. Так сказать, маленькое конкретное свидетельство наличия таких контактов.

Первый этап

Вглядываясь в рисунок на “вазе”, я обратил внимание на нижнюю часть, где была показана верхняя часть греческой колонны дорийского ордера, а вокруг — какие-то петли из канатов, которые вблизи колонны образовывали отчетливые буквы К в нормальном и зеркальном изображениях. Поскольку я до этого довольно неплохо освоил чтение узелкового письма, которым владели славяне, я решил, что передо мной — одна из его разновидностей, и решил его прочитать. Чтение мне удалось; по его результатам я составил заметку, которую сейчас и воспроизведу так, как она выглядела первоначально, в 1999 году, сразу после обнаружения рисунка.

Удивительная надпись на греческой вазе. В связи с исследованием славянской слоговой письменности греческая вазопись не привлекала наше внимание. Однако при внимательном рассмотрении орнамента под известным сюжетом о Прометее, рис. 1-1, нам показалось, что орнамент, рис. 1-2, вполне можно принять за знаки славянского слогового письма, тем более, что греческий текст на рисунке отсутствует.

Подозрение усилилось, когда стало ясно, что первый же знак, выделенный из лигатуры орнамента слева, есть знак ЗЕ, что может означать начало имени ЗЕВСА, рис. 1-3. Это предположение сразу же подтвердилось; действительно, орнамент означает имя ЗЕВЬСЬ с зеркальным изображением СЬ. Дальше можно выделить слог НЪ в значении НА и знак КЪ с дополнительным диагональным штрихом, уходящим в изображение вазы. Точно такой же зеркальный знак КЪ виден справа от вазы с косой чертой, входящей в него из вазы. Если соединить обе косые черты, получится слоговой знак V со значением ВЪ, а все вместе дает начало слова, КЪВЪКЪ – КАВКАЗ (это тоже легко предположить, ибо Прометей был прикован на Кавказе). Окончанием слова, однако, будет большой знак СЕ, что дает чтение КЪВЪКЪСЕ, то есть КАВКАСЕ. Затем есть косой штрих в самом низу справа, который мы читаем И, выше из лигатуры можно вычленить НЪ и остается два знака, ВЕ и ЗЕ; однако, как нам кажется, ВЕ надо повернуть на 2700 и читать ВА, что дает осмысленное чтение И НЪ ВАЗЕ. Итак, полная надпись гласит: ЗЕВЬСЬ НЪ КЪВЪКЪСЕ И НЪ ВАЗЕ, что означает ЗЕВС НА КАВКАЗЕ И НА ВАЗЕ.

Данный текст полностью согласуется с изображением, ибо левый персонаж – это Зевс, правый – Прометей. Место действия – Кавказ. Кроме того, внизу находится орнамент с изображением вазы; это – второй сюжет, упомянутый в надписи. Этот второй сюжет понадобился для того, чтобы надпись оказалась симметричной по графике. При этом слово КАВКА симметрично самому себе, поэтому оно помещено в центре; но слово ЗЕВС должно быть при отражении словом С ВЗЕ; слог СЕ присоединяется к слову КАВКА, давая КАВКАСЕ, а из ВЗЕ возникает слово ВАЗЕ. Чтобы оправдать слово ВАЗА рисуется изображение вазы.

На первый взгляд, присутствие славянской надписи на греческой вазе понять трудно. Однако если допустить, что, как и в любой крупной стране, в древней Греции могли жить мастера из других стран или племен, то можно предположить, что данную вазу (и надпись) делал праславянский мастер, например, сколот из Скифии. И тогда получится, что контакт греков с праславянской культурой существовал еще в античное время.

Наше чтение орнамента на греческой вазе

Рис. 1. Наше чтение орнамента на греческой вазе

Предположение о наличии славян среди древних греков. Перед сдачей заметки в журнал “Дельфис” я ее несколько расширил. Так, в частности, после первого абзаца я добавил такой текст: «Сам по себе сюжет достаточно известен. Правда, в энциклопедии по мифам народов мира, где помещена данная иллюстрация, говорится: “Атлант и Прометей, которого терзает орел Зевса. Фрагмент росписи чернофигурного лаконского килика. Около 550 г. до н.э. Рим, Ватиканский музей4. У зрителя невольно возникает вопрос, каким ветром занесло к Прометею Атланта? Не ошибся ли соремнный ученый, атрибутировавший персонажи на вазе? Ведь именно Зевс приковал Прометея к скале на Кавказе.

Вообще говоря, килик представляет собой блюдце с весьма невысоким бортиком, стоящий на высокой и очень тонкой ножке; данная роспись, очевидно, покрывала его внутреннюю поверхность, куда наливалась жидкость. Никаких греческих надписей на сосуде нет, так что подтвердить данную атрибуцию фигур по ним нельзя. Правая фигура определяется однозначно: персонаж прикован к скале, и хотя орел клюёт его верхнюю часть груди, можно предположить, что художник немного ошибся и оместил орла достаточно высоко; при более низком расположении и при наклоненной шее птицы можно было бы точнее обозначить, что орел клюёт именно печень. Но и так ясно, что это — Прометей. Что же касается левой фигуры, то она находится на полусогнутых ногах, поскольку место для распрямленной фигуры отсутствует. Но в такой позе держать на себе тяжелый груз невозможно. Невозможно и слегка придерживать его левой рукой и вообще не использовать правую — на всех известных нам изображениях Атланта он, стоя прямо, придерживает тяжесть двумя руками. Кроме того, Атлант жил, как известно из мифов, на крайнем Западе, вблизи Гесперид, тогда как Прометей был прикован к скале Кавказа, то есть на Востоке. Наконец, из мифов совершенно не известно, что Атлант и Прометей где-либо встречались. Так что левый персонаж Атлантом быть никак не может.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.25MB | MySQL:11 | 0.302sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.469 секунд