В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 31, 2007

Говорили ли «черняховцы» по-русски?

Автор 11:06. Рубрика Исторические комментарии

Говорили ли «черняховцы» по-русски?

В.А. Чудинов

Атрибуция любой археологической культуры, то есть отождествление ее с культурой того или иного этноса – вещь довольно сложная, и часто археологи, склоняясь вначале к выявлению признаков одного этноса, позже усматривают превалирование в ней признаков другого этноса. Ведь существует влияние одних культур на другие, так что проблема атрибуции всегда выглядит довольно сложной.

Понятие черняховской культуры. Черняховской называется культура Приднепровья (степного и лесостепного), Молдовы, Польши и части Румынии III-V вв. н.э. Укрепленных поселений мало. Наземные жилища и полуземлянки имеют открытые очаги или печи и глубокие, до 3 м ямы-хранилища. Жители занимались земледелием и скотоводством. Археологи находят наконечники плуга, железные серпы, косы. Кузнечное, бронзолитейное, гончарное ремесло развито высоко. Из керамики находят амфоры, миски, кружки, из предметов импорта — греческие амфоры и стеклянные кубки из греческих и римских городов Северного Причерноморья. Покойников черняховцы хоронили в бескурганных могильниках с трупосожжением и трупоположением. Культура погибла после вторжения гуннов. Ряд историков связывает Черняховскую культуру с государством Германариха, хотя окончательной точки зрения по этому поводу нет. Считают, что культуру оставили скифы, славяне, даки, сарматы, готы и другие племена, хотя твердой уверенности в каждой атрибуции нет (МАТ).

Д.А. Авдусин связывает эту культуру со славянами, отмечая, что ее поля погребений расположены южнее зарубинецких Карпат до Верхнего Донца, захватывая нижний Днепр, и проникая даже в Крым. Отмечается, что большинство поселений погибло от пожара, связанного с каким-то нашествием. На поселениях и в могильниках постоянно встречаются украшения из бронзы и серебра, часто привозные. Нередко находят римские монеты, иногда даже в кладах, что говорит о развитии денежного обращения. Видимо, сложились внутренние и внешние торговые связи. Керамика разительно отличается от зарубинецкой как по форме, так и тем, что она сделана на гончарном круге, а это свидетельствует об обособлении гончарного ремесла. Наряду с ним были развиты кузнечное и ювелирное производство.

Инвентарь Черняховской культуры

Рис. 1. Инвентарь Черняховской культуры

Д.А. Авдусин приводит пример инвентаря этой культуры, рис. 1 (АВД, с. 231), где 1-3 — глиняные сосуды, 4 — стеклянный сосуд, 5 — фибула, 6 — украшения, 7 — топор, 8 — наральник, 9 — скобель и 10 — руны на черепках. Как видим, Д.А. Авдусин не только считает эту культуру письменной, но даже помещает образцы надписей в характеристику этой культуры. В более раннем учебном пособии А.И. Мартынова отмечается недостаточная изученность черняховской культуры, а также связь, по мнению некоторых археологов, со славянским племенем антов или, по мнению других археологов, с племенами готов, фракийцев и сармато-аланов. Показан инвентарь, совпадающий с представленным на рис. 1, за вычетом позиций 4, 9 и 10 (МАР, с. 228-229).

Мнение М.А. Тихановой. Надписи Черняховской культуры привлекали внимание эпиграфистов. Так, М.А. Тиханова посвятила им специальную статью, где описала пряслице из Лецкан, кувшин из погребения Раду-Негру, а также два обломка керамики из Лепесовки, рис. 2 (ТИХ, с. 13).


Надписи на предметах из Раду-Негру и Лепесовки

Рис. 2. Надписи на предметах из Раду-Негру и Лепесовки

За исключением пряслица из Лецкан, на котором действительно написана готская надпись «Ткань Идо здесь - Рангно», и которое я не привожу на рисунке, в поле зрения этой исследовательницы попали три надписи. В отношении них она пишет: «Другие находки древних рун в Румынии менее выразительны и не дешифрованы. Так, в могильнике Раду-Негру (район Кэлэраши, Мунтеня), тоже биритуальном, датированном серединой-второй половиной IV века н.э., среди других находок, был обнаружен в 1961 году сделанный на гончарном круге сероглиняный кувшин» (ТИХ, с. 15) . Почему же надпись на кувшине не дешифрована? Исследовательница не отвечает на этот вопрос. «Следы рунической письменности были обнаружены и при наших раскопках поселений Черняховской культуры у села Лепесовка на Южной Волыни. О наличии на фрагментах керамики знаков мы упоминали, не входя в рассмотрение, в нашем отчете еще в 1963 году… В настоящей краткой статье мы ограничимся приведением только двух фрагментов керамики из Лепесовки, в которых, как нам представляется, можно усматривать древние руны. Это, во-первых, обломок сделанной на гончарном круге желтой лощеной миски, обнаруженной при расчистке и снятии развала обмазки округлой легкой наземной постройки типа шалаша; во-вторых, обломок черного лощеного сосуда, найденного в хлеву наземного жилого комплекса № 1… Полагаем, что приведенные факты значительно укрепляют положение о существенной роли германцев в сложении и во всех последующих судьбах черняховской культуры»(ТИХ, с. 15-16). И опять надписи оказались непрочитанными. В чем же дело? Казалось бы, когда начертано всего 3 знака, никаких проблем при чтении быть не должно! Однако это положение справедливо только при одном условии: что мы читаем действительно германскую надпись. А как раз это-то условие и не выполнено. Как мы покажем ниже, перед нами типично славянские надписи. Вместе с тем, М.А. Тиханова предлагала те самые характерные лигатуры надписей из Лепесовки, которые позже Д.А. Авдусин принял за основные черты черняховской культуры.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.22MB | MySQL:11 | 0.348sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.512 секунд