В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 20, 2007

Памятники славянского слогового письма о возможном расселении предков славян

Автор 21:22. Рубрика Исторические комментарии


Тверь как город Руси. Рассмотрим две печати церкви архангела Гавриила, рис. 43-1 и 43-3 [57, с. 12, рис. 5-1]. Они имеют одинаковое чтение, ТЪБЕРЬ, РУСЬ, рис. 43-2 и 43-4. А на печати церкви св. Георгия видно несколько отдельно стоящих знаков помимо лигатуры, рис. 43-5 [57, с. 12, рис. 5-4]. Мы полагаем, что основой лигатуры является Тверской областной знак, и читаем ТВЕРЬ, РУСЬ РУНОВА, рис. 43-6. Как раз три отдельно стоящих знака и читаются РУНОВА, причем НО предано как кирилловская буква N. Вероятно, в этом состояла ошибка мастера, изготовлявшего чекан: кириллица уже имела широкое распространение. Тем самым обозначено Тверское княжество в составе Руси. Таким образом, печать данного типа может быть на современном языке охарактеризована не как общегосударственная, а как областная; ее можно назвать «княжеской», но в смысле принадлежности не князю, а княжеству. Как видим, и Тверь оказалась обычным городом, чье название употреблено вместе со словом РУСЬ. Однако тут еще есть характеристика РУСЬ РУНОВА, что требует некого объяснения. Мне кажется, что название ТБЕРЬ вместо ТВЕРЬ передает подлинное имя города, каким он был наречен при его постройке; некоторые ученые предполагают, что он был основан племенем тиверцев, жившим на Руси гораздо южнее. А само название ТИВЕРЦЫ, полагают они, произошло от имени реки Тибр, где они жили когда-то. Теперь имеется косвенное подтверждение этого предположения, и не только потому, что слово ТБЕРЬ ближе слову ТИБР (ТИБЕР) чисто фонетически, но и потому, что, как мы видели выше, РУНОВА РУСЬ располагалась в палеолите где-то во Франции, и могла включать в себя и Северную Италию. Так что переселенцы из РУНОВОЙ РУСИ вполне могли основать новую колонию в Твери, а, может быть, и переселиться в Тверь всем населением.

Мое чтение надписи на топорике из Костромы и Билярска

Рис. 44 Мое чтение надписи на топорике из Костромы и Билярска

Кострома и Билярск как города Руси. На топорике ХII-XIII вв. из Костромы рис. 44-1 [58, с. 304, рис. 1], виден несимметричный орнамент, рис. 44-2, который мы принимаем за надпись. Он читается: КОСЬТЪРОМЫ РУСЬ, рис. 44-3, то есть КОСТРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО.

Мое чтение надписи на топорике из Симбирска

Рис. 45. Мое чтение надписи на топорике из Симбирска

Известный русский археолог А. Спицын описал ряд декоративных топоров. На одном из них, XI-XII вв. из Билярска, можно видеть орнамент, рис. 45-4 [59, с.223 и рис. 10]. Хотя А. Спицын видел в нем скандинавскую древность, мы принимаем узор за славянские слоговые знаки и читаем: РУСЬ. БИЛЯРСЬКА, рис. 45-5, ТОПОРЫ ВОИНА, рис. 45-6. А справа и слева на нижней строке написано слово ВЯЗЬ, т.е. ОРНАМЕНТ. Таким образом, Билярск тоже был городом Руси.

Города вне Руси. Другой топор был найден в 1913 г. в Симбирске и передан Спицыну В.Н. Поливановым; изображения нанесены на его обух, рис. 46-1, боковую грань, рис. 46-2 и верх, рис. 46-3 [53, с. 222, рис. 4]. Надпись на обухе можно прочитать, как ПОКАЗАТЬ!, рис. 46-4. Надпись на боковине читается: на тыльной части ВЪ РУСЬ, рис. 43-5, на лезвии СИМЪБИРЬСЬКА, рис. 46-6. В низу лигатуры помещено изображение креста, а ниже написано кириллицей IС ХС, то есть ИИСУС ХРИСТОС, и слоговыми знаками НЪКА, то есть НИКА, рис. 45-7. На верхней грани можно снова прочитать СИМЪБИРЬСЬКА, рис. 45-8, неясное имя Христа кириллицей, и НЪКА, НИКЪ, т.е. НИКА слоговыми знаками, рис. 45-9.

Мое чтение надписи на топорике из Владимира

Рис. 46. Мое чтение надписи на топорике из Владимира

Еще один топор первой половины XI в. был обнаружен во Владимирской области [54, табл. XIX, № 3], где на его обухе, рис. 46-1, и на двух боковинах, рис. 46-2 и 46-3, имелись орнаменты, которые мы приняли за надписи. Надпись на обухе нам уже знакома, мы ее читаем: ПОКАЗАТЬ!, рис. 46-4. Узнаваема и вторая надпись, СИМЪБИРЬСЬКА, рис. 46-5. Здесь же помещена кирилловская надпись, весьма плохой сохранности, посвященная ИИСУСУ ХРИСТУ. Чуть ниже слоговыми знаками написано НЪКА, рис. 46-6. Наконец, на другой боковой стороне есть еще одна лигатура, которую мы читаем КОВАЛЬ, рис. 46-7, что, на наш взгляд, означает название кузнеца. Ниже, на орнаменте из птиц, возможно, написано его имя, однако этот орнамент изображен не вполне ясно, и мы его не читаем. Легко видеть, что третий топор очень напоминает второй и по декоративному убранству, и по характеру надписей. Вместе с тем, на первом топорике говорится не РУСЬ, а В РУСЬ; это означает, что Симбирск в Русь не входил. На втором топорике надпись РУСЬ отсутствует, что подтверждает это предположение.

Мое чтение надписи на топорике из Познани

Рис. 47. Мое чтение надписи на топорике из Познани

О находке топора в Познани польский археолог Гензель сообщил в русском археологическом журнале как о возможно неместного происхождения изделии Х или ХI в., обнаруженного в слое XV в. [55, с. 86] и содержащего надпись, рис. 47-1. Проф. Ивар Линквист из Люнда не считает ее рунической, но допускает орхонское происхождение, проф. Софья Будкова из Польши читает надпись как STLA, т.е. СТРЕЛА. На наш взгляд, надпись является слоговой. Мы читаем: ПОЗЬНЪНИ, т. е. ПОЗНАНИ, название города-изготовителя топора, рис. 47-2. Заметим, что в данном случае слово РУСЬ не употребляется. Выше мы видели, что Польша в то время считала себя ВОЛЕВОЙ РУСЬЮ; теперь становится ясно, что это понятие совершенно не равнозначно понятию РУСЬ.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.36MB | MySQL:11 | 0.183sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.361 секунд