В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 20, 2007

Памятники славянского слогового письма о возможном расселении предков славян

Автор 21:22. Рубрика Исторические комментарии


Принципиально новый исторический источник. До сих пор источниками для историков служили тексты древних авторов, писавших «хроники» или летописи, а иногда и устные предания. Археологические данные, как правило, немы в отношении имени «Русь». Однако, если бы на археологических памятниках имелись соответствующие надписи, можно было бы безошибочно определить, какие находки к какой территории относятся, и тем самым выделить территорию Руси. К сожалению, однако, не в традициях кириллицы было помечать страну написания. Других же типов письма до последнего времени историки не знали. Правда. Кое-что, но весьма немного можно извлечь из лингвистического анализа слова «Русь». Поэтому можно считать удивительной находкой соединение археологии и лингвистики воедино в такой дисциплине, как эпиграфика. Именно эпиграфические находки, выполненные слоговым письмом, помогают решить данную проблему (по поводу слогового письма смотри мои монографии [6] и [7]).

Слово «Русь» на памятниках слогового письма передается через два символа, Р и С, которые могут быть расположены как в прямом порядке РС, так и в обратном порядке СР. Чаще всего они образуют лигатуру, которую очень легко принять за узор. Тем не менее, при некотором навыке узор, не содержащий эти знаки, можно отличить от узора, основанного на них. Тем самым, для анализа мы будем брать, прежде всего, памятники, содержащие узоры.

По смыслу многие памятники понимают слово «Русь» в очень ограниченном смысле: как княжество, область, край, землю. В этом смысле позже, с XVI века, выступало слово «край». Вообще говоря, названия крупных административных единиц в разных славянских странах варьирует: это может быть автономная республика, край, область, губерния, генерал-губернаторство (Россия), воеводство (Польша), округ (Болгария), княжество (Русь). Поэтому нет ничего удивительного, что для средних веков достаточно устойчивым и употребительным оказывается термин «Русь». Задачей данного исследования является выявление этого термина на различных памятниках слогового письма и попытка интерпретации прилагательного, поясняющего название конкретной славянской земли или «Руси».

Свободная Русь. Рассмотрение начнем с ситуации, когда та или иная земля еще не связана с этническим именем какого-то народа, хотя какой-то этнос уже может на ней проживать достаточно длительный срок. Такая территория славян, видимо, называлась не СВОБОДНАЯ РУСЬ, как это можно предположить, а ВОЛЬНАЯ РУСЬ; ибо слово ВОЛЬНАЯ древнее, чем слово СВОБОДНАЯ или СЛОБОДНАЯ. Это означает, что пока ни один проживающий на ее землях народ не считает эту Русь свой собственностью, и потому пока не окрашивает ее своим этническим именем.

Прежде всего, название РУСЬ можно прочитать на фибулах. Так, под нынешним городом Каневым на Днепре на фибуле V века, рис. 1-1, [8, с 57, рис. 8] можно прочитать слова ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 1-2. Заметим, что под Каневым находятся остатки Артании, древнего города, о котором писали арабские путешественники. Вероятно, жители Артании еще не считали свой этнос государством, по имени которого можно было бы назвать местность. За недостатком места мы не приводим другие фибулы с аналогичным чтением из других, соседних регионов.

Наше чтение надписи ВОЛЕВА РУСЬ на разных предметах
Рис. 2. Наше чтение надписи ВОЛЕВА РУСЬ на разных предметах

Перейдем теперь к конкретным надписям других местностей. На поясном наборе VI в. из г. Суджа Курской области [9, с. 341, рис. 9], рис. 2-3, мы читаем слово ВОЛЕВА, подразумевая РУСЬ, рис. 2-4. Интересно, что в нынешней местности OROSZLБNY в Венгрии (в переводе буквально РУССКАЯ) найдена фибула VII-VIII вв., фрагмент которой показан на рис. 2-5 [9, с. 314, рис. 5b]. Надпись та же - ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 2-6. Автор статьи, Агнеш Шош из Будапешта, заметила по поводу фибул и накладок аварского времени следующее: «Эти произведения вырабатывались как в столице Византии, так и в некоторых странах, где они были распространены. Так, например, в Историческом музее в Киеве находится матрица для производства поясных наборов, которая исключительно похожа по форме и украшениям на найденные около г. Алкалань близ Константинополя золотые поясные бляшки, датированные золотыми византийскими монетами началом VII в. Только незначительные различия в орнаменте показывают, что набор, найденный около византийской столицы, не был выкован на матрице из Киевского музея. Это сходство свидетельствует о том, что на Украине была ювелирная мастерская, где выделывались произведения, очень похожие на византийские образцы» [9, с. 339]. На наш взгляд это сходство, а также то, что поясные наборы из Алкалона были приняты болгарскими археологами за праболгарские [10, с. 12] свидетельствует о том, что существовало теснейшее культурное единство между материальной культурой Византии, Болгарии и киевских славян, еще не оформившихся в Киевскую Русь. Это наталкивает на гипотезу о существовании Византийской Руси, тогда как киевляне и жители древнего Канева считали себя насельниками Вольной Руси. На рис. 2-7 показана поясная накладка из Преслава [10, с. 362, рис. 25] с чтением РУСЬ ВОЛЕВА, рис. 2-8. На рис. 1-9 воспроизведено гончарное клеймо VIII-Х вв. с территории нынешней Молдавии, из села Кирпичное [11, с. 31, рис. 2-7], где также можно прочитать ВОЛЕВА РУСЬ. На рис. 2-11 [12] показан узор топора Х-ХI в. из Кракова, на котором мы читаем ВОЛЕВА РУСЬ, рис. 2-12. На рис. 2-13 мы воспроизвели бронзовый наконечник ремня VII-VIII в. из погребения под Братиславой [13, мог. 83, № 1-4], надпись на котором мы читаем ВОЛЕВА РУСЬ, МОРАВЫ, рис. 2-14. Такое чтение нами было опубликовано [14, с. 162-168], и не встретило возражения.

Из проведенного небольшого исследования можно сделать несколько выводов. Во-первых, надпись выглядела различно: либо как ОLО РС, на более богатых и витиеватых изделиях, либо как VLV РС, на более бедных и простых. Во-вторых, вместо качественного прилагательного ВОЛЬНАЯ или ВОЛЬНА, мы видим притяжательное прилагательное ВОЛЕВА, что, разумеется, гораздо архаичнее. Далее, надписи в виде узоров наносились на металлические части одежды, например, на заколки (фибулы) или поясные накладки, а также на топорики. Каждый из перечисленных элементов одежды или экипировки выдавал достаточно состоятельного общинника, который тем самым метил свою принадлежность к определенной местности. Возможно, в те времена подобная метка служила чем-то вроде нынешнего международного паспорта.

Что же касается размера территории «Свободной страны», то она охватывала, по меньшей мере, часть нынешней Польши, Словакии, Молдавии, Венгрии, Болгарии, Украины и России. Надпись ВОЛЕВА РУСЬ на этих землях, видимо, означала, что проживающие тут этносы не принадлежали к какому-то государству, не обязаны были его поддерживать военной силой в случае войны, и не платили ему податей в мирное время. Однако определенные народы здесь проживали, на что указывает последняя надпись, ВОЛЕВА РУСЬ, МОРАВЫ, рис. 2-14. Погребенный под Братиславой воин не обязательно принадлежал к данной местности, он мог погибнуть и на чужбине, однако, не очень далеко от своей Родины. С другой стороны, если бы моравы создали в этой местности свое государство, характер надписи был бы другим: РУСЬ МОРАВСЬКА. Но такая надпись нам пока не встретилась.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.35MB | MySQL:11 | 0.146sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.297 секунд