Весьма длинная надпись (более 5 метров) расположена на потолке правой галереи в пещере Альтамира, Испания, так называемый «макаронный фриз», рис. 6-1 [20, с. 47, рис. 21]. Он прочерчен не одним пальцем, а где двумя, где тремя. Исследователь палеолитической живописи А.Д. Столяр так поясняет характер стиля «макарон»: ими «или иногда «меандрами» называются открытые в пиренейских пещерах группы параллельных волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами по глине или же нанесенные как на поверхность глины, так и на скалу зубчатым инструментом. Подчеркнем, что в точном значении понятие «макароны» приложимо только к подобным углубленным параллельно-волнистым начертаниям. Достоверных древнейших «макарон» известно сравнительно немного. Их «классические» образцы, отнесенные к раннему ориньяку, происходят из Хорнос де ля Пенья, где они были открыты еще в 1903 году, Альтамиры и особенно Гаргаса. В дальнейшем они дополнились сравнительно редкими открытиями...
Рис. 6. Мое чтение надписи «макаронного фриза» пещеры Альтамира
Обычно принято описывать «макароны» как беспорядочное переплетение совершенно хаотических линий. Это верно только в отношении наиболее архаичных «макарон» Гаргаса, где нанесенные пальцами неглубокие кривые, накладываясь друг на друга, образуют паутину линий. В Хорнос де ля Пенья и Альтамире прочерченные пальцами или трехзубчатым инструментом полосы располагаются раздельно, заключая в себе нечто композиционное. Именно в геометрии «макарон» ряд археологов уже около 70 лет видит предтечу контурного рисунка зверя в начале верхнего палеолита» [20, с. 44]. Тем самым, господствующая точка зрения считает «макароны» самой ранней ступенью в развитии изобразительного искусства.
На мой взгляд, «макароны» в ряде случаев представляют собой искусные надписи типа курсива. Чтобы убедиться в этом, достаточно пристально взглянуть на рис. 6-1, который я скопировал не в горизонтальном, а в вертикальном расположении. На нем выделяется надпись РУНА, рис. 6-2 а, выполненная настолько красиво, что такому начерку знаков курсива мог бы позавидовать и современный художник-шрифтовик. Эта ремарка РУНА говорит любому читателю, что перед ним находится не хаотическое нагромождение непонятных волнистых линий, а подлинная надпись. Так что нам остается только ее прочитать. Это вполне возможно, хотя требует затраты большого времени. В результате получается такой текст: ПОБЕДИ БЕГУНА, ЗАЛОВИ, ЗАВОДИ НОВЫХЪ ВОЛОВЪ ВЬ РУСЬ КЪ РУНАМЪ, ПОБЕДИ ЗАНОВО. Как видим, текст вполне осмыслен. Не совсем привычно то, что БЕГУНОМ в данном контексте назван не бизон, а обычный бык, который, однако, после поимки именуется уже ВОЛОМ. Выражение В РУСЬ К РУНАМ можно понять как В ЕВРОПУ ПИСАНИЦ, то есть на территорию нынешней Франции. Выражение ПОБЕДИ применено дважды, что означает, по меньшей мере, двойной поимки коровы, второй раз уже в Руси.
Можно отметить, что качество каллиграфии здесь не просто изумительно, но и предполагает предварительный эскиз, чтобы было возможным прочитать текст. Иными словами, в один прием такой сложный по графике текст начертать невозможно; этот фрагмент предполагает не начало изобразительного творчества (чего стоит одно лишь изображение головы быка!), а его наиболее развитые формы, сочетающиеся с очень развитым типом письма.
Рис. 7. Мое чтение фрагмента «макаронного фриза» из пещеры Альтамира
Вместе с тем, существует отдельное изображение фрагмента этой части «макаронного фриза» с изображением морды быка крупным планом, рис. 7-1 [20, с. 47, рис. 21], что дает возможность читать даже мелкие знаки. На нем можно прочитать отчетливо начертанное обычными линейными слоговыми знаками слово ЗАВИТОКЪ, рис. 7-2а. Кроме того, на нем читаются слова РУСЬ РУНЪВА и КОРОВА, рис. 7-2в-з. Стало быть, пойманное животное после транспортировки в РУСЬ РУНОВУ понималось как КОРОВА; это слово тут встречается впервые. Вместе с тем, сочетание слов РУСЬ РУНОВА здесь встречено во второй раз, причем в ином контексте, что позволяет считать это выражение устойчивым. Правда, из предыдущего текста следует, что волов хотят заводить в РУСЬ к РУНАМ, но эти РУНЫ начертаны на территории нынешней Франции, а пещера Альтамира находится южнее, на территории нынешней Испании. Но входил ли Пиренейский полуостров в Русь? Этот вопрос требует рассмотрения.
Рис. 8. Мое чтение надписи на голове бизона из рога, Ложери-Бас, Франция
О не вхождении в Русь Пиренейского полуострова. Не следует ли из сказанного, что в понятие РУСЬ в палеолите входила вся Европа?- Нет, не следует. Ясно, что в понятие РУСЬ входила территория, занимаемая современной Францией. Помимо рассмотренного упоминания, можно привести еще один пример надписи РУСЬ в палеолите: на голове бизона из пещеры Ложери-Бас, рис. 8 [21, с. 87]
Весьма любопытную надпись на голове бизона из рога северного оленя, найденной в пещере Ложери-Бас археологом Эли де Массена до 1869 года, можно видеть между ухом и глазом. Там помещена очень знакомая по прежним надписям лигатура, которую можно прочитать только как слово РУСЬ, рис. 7-2. Ясно, что территория Франции, на которой было найдено это скульптурное изображение, относилась к Руси в сознании жителей того времени. И, напротив, на изображении бизона из пещеры Альтамира (Испания), рис. 8-1 [22, с. 48, рис. 6], можно прочитать слово ВЪ РУСЬ.
Рис. 9. Мое чтение надписи на изображении бизона с багром из Альтамиры
Здесь на него сверху наложилось изображение иного существа, что можно понять как надпись «а» КОЛЪКА, то есть процесс вонзания в животного копий или задержания его с помощью багров. Под нижним крюком, на месте «б» имеется еще одна надпись, которую я читаю БЕГУНЪКА; надпись поворачивается и идет вниз, где можно прочесть слово БЕГОМЪ (место «в»), а правее - ВЪ РУСЬ (место «г»). Общий смысл всех надписей, как мне кажется, таков: ОХОТА НА БИЗОНЧИКА, БЕГУЩЕГО НА КОНТИНЕНТ, рис. 9-2. Тем самым, Пиренейский полуостров Русью не считается.
Рис. 10. Мое чтение текста на изображении четвертого бизона из Альтамиры
На изображении еще одного животного на том же панно, рис. 10-1, имеются неясные очертания наверху, по линии головы и спины, где на него наложено изображение другого животного, возможно, лани. Над ланью видно изображение слогового знака СЕ, а правее, где находится голова лани и ее уши, видны знаки ВЪ и РУ. Это создает текст ВЪ РУСЬ с привычным помещением знака СЕ левее знака РУ (если читать сверху вниз, то вначале следует прочитать ВЪ РУ, а лишь потом СЬ). Рога у бизона оказываются ветвистыми, видимо, потому, что в этом месте на изображение бизона накладывается изображение еще чего-то. Левую часть (на изображении) этих странных рогов можно прочитать, как текст ЖИВУ, понимая, что речь идет о продолжении текста о Руси; иными словами, говорится: В РУСЬ ЖИВУЮ. Правая часть рогов (на изображении; у животного это будет левый рог) может быть прочитана в виде слова ЖИВОТЪНЕ, что можно понять как ЖИВОТНЫЕ, а правее видно дополнение, слово ЛОВА. На животе бизона можно прочитать слова ДИКЪ, ПЕЧАЛЕНЪ, а вдоль линии паха БЕГУНЪ, то есть БИЗОН. Наконец, под зобом виден «флажок» с 5 горизонтальными линиями и слово ДЬНЕЙ, то есть ДНЕЙ. Возможно, речь идет о том, что за счет бизона можно прокормиться в течение 5 дней, рис. 10-2.
На этом рисунке читается еще одно название Руси, ЖИВА РУСЬ, как место, куда бегут бизоны. Ясно, что имеется в виду какая-то местность юга Европы, но более точно она не обозначена. Полагаю, что дальнейшие исследования помогут локализовать и это место.
О названии «Русь» в палеолите. Изложенный материал является хотя и кратким, но, вероятно, самым волнующим. Он показывает, что название «Русь» существовало уже в верхнем палеолите. Если говорить точнее, пещера Ляско относится к раннему мадлену (18 000-17 000 лет от настоящего времени) [22, с. 71], так что названию РУНОВА РУСЬ, по меньшей мере, 17 тысяч лет. Полагаю, что реально это название древнее, и еще более древними являются термины МАТЕРИНЬСЬКА РУСЬ и ЛОНОВА РУСЬ. Напротив, название ЖИВА РУСЬ кажется более поздним.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.360 секунд